Каким литературным аллюзиям в заголовках жить хорошо?
Надежда Сергеевна Оскарева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 171
2018-04-18
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В исследовании рассматриваются газетные заголовки,
содержащие в себе прямые или косвенные отсылки к известным литературным
претекстам. Проанализированы заголовки, литературные аллюзии в которых
встречаются чаще всего. Данные аллюзии в основном используются в материалах с
определенной тематикой, как своего рода штамп. Это может привести нас к выводу,
что некоторые реминисценции уже утратили свою уникальность и экспрессивность и
не привлекают внимание читателя.
Тезисы
Заголовок в газете занимает самую акцентируемую
позицию, поэтому от его характера и оформления во многом зависит «лицо»
периодического издания. Именно на него читатель обращает внимание в первую
очередь. Основная цель газетного заголовка — привлечение внимания читателя к
материалу. В ходе работы было замечено, что в современной прессе часто используются
разнообразные литературные реминисценции. Литературная аллюзия — это намек
на известные литературные тексты, включение цитат из прецедентных текстов
(часто в измененном виде), а также упоминание названия, персонажа какого-либо
литературного произведения или эпизода из него. Одной из задач исследования
стало выявление причин широкого использования аллюзивных газетных заголовков, а
также выделение наиболее популярных среди журналистов литературных прецедентных
текстов и причин их активного использования. Материалом анализа послужили
газетные заголовки периодических печатных изданий. В процессе исследования было
обнаружено, что некоторые претексты являются более популярными, т. е.
используются в аллюзиях гораздо чаще. Напр., фраза «Кому на Руси жить хорошо»
часто встречаемся в газетных заголовках, так как она удачно подходит к
материалам, касающимся социальной обстановки в стране. Иногда авторы материалов
«играют» с этой фразой: Кому на кладбище жить хорошо?, Кому на Руси
рожать хорошо?, Кому на Руси работать хорошо?, Кому на Руси умирать хорошо? и
т. п. Однако это не дает преимущества таким заголовкам: они уже не кажутся
свежими и интересными читателю, ведь из-за слишком частотного использования они
утратили свою уникальность и экспрессивность. Таким образом, в большинстве
случаев употребления подобных «заезженных» аллюзий заранее можно определить, о
чем будет статья.