«В цыганском таборе...»: мать и дочь в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Дарья Александровна Филатова
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
ауд. 188
2018-04-17
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается функционирование
в пьесе «Бесприданница» комплекса мотивов, связанных с образами
главных женских персонажей
— матери и дочери Огудаловых. Драматург изначально
подчеркивает противоречивость, изменчивость героинь. Однако если отсутствие
внутренней гармонии у Огудаловой-старшей
— следствие ее стремления выгодно
устроить свою жизнь, не связывая себя какими бы то ни было обязательствами, то
конфликт, в котором пребывает Лариса, обусловливает ее стремление занять
заведомо не предназначенное для бесприданниц положение, что и приводит ее к
трагической гибели.
Тезисы
Целый
ряд значимых элементов художественной структуры пьесы «Бесприданница» до сих
пор не получил убедительного истолкования. Так, незаслуженно мало внимания,
насколько можно судить, уделяется отношениям старшей и младшей Огудаловых, почти
не предпринималось попыток системного рассмотрения комплекса «цыганских» мотивов,
возникающих в различных точках сюжета и с особой интенсивностью
обнаруживающих себя в финале пьесы. Анализ указанных элементов, как
представляется, позволит выявить некоторые новые аспекты художественного мира
Островского, приблизиться к пониманию причин трагической судьбы Ларисы
Дмитриевны, мотивов ее гибели.
С
самого начала пьесы Лариса Дмитриевна предстает перед читателями натурой
мятущейся, полной противоречий. Неслучайно уже в описании героини в списке
действующих лиц сделан акцент на ее внешности: «одета богато, но скромно». Лариса
хочет поскорее уйти из «цыганского табора», в который ее мать Харита Игнатьевна
превратила их дом. И единственный шанс на спасение
— выйти замуж за человека,
готового взять на себя все ее проблемы.
К
выгодному замужеству подталкивает героиню и ее мать. Однако желание найти как
можно более выгодную партию для дочери превращает жизнь обеих Огудаловых в
подобие театрального представления, в котором лица потенциальных кандидатов сменяются
почти с такой же частотой, как картинки в калейдоскопе.
Основная
проблема заключается в том, что «бесприданницу» Ларису никто не воспринимает в
качестве потенциальной, полноценной невесты. И наиболее чувствительный удар ей
наносит «блестящий барин» Паратов. Он с удовольствием оказывает знаки внимания
прекрасной, искренней, смотрящей на него полными восторга и любви глазами
Ларисе, готовой ради него на любые безумства. Он наслаждается их отношениями,
пока Огудалова «играет роль» покорной, на все согласной и ни на что не
претендующей «солистки» «цыганского» хора. Ларису же подобные отношения не
устраивают, она не хочет мириться с навязываемой ей (матерью и «женихами»)
ролью. Однако к концу пьесы выясняется, что ничем иным героиня быть не может. Ведь
в спорах с Карандышевым накануне свадьбы она постоянно не просто защищает тот
образ жизни, который долгое время ей приходилось вести в доме матери, но и
находит в нем свои преимущества, свои особые специфические удовольствия. И это
трагическое раздвоение во многом и определило ее судьбу, сделало ее беззащитной
игрушкой страстей, воплощением которых в пьесе является финальная песня,
исполняемая цыганским хором, «аккомпанирующим» последним минутам жизни героини.