XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«В цыганском таборе...»: мать и дочь в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Дарья Александровна Филатова
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет

ауд. 188
2018-04-17
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается функционирование в пьесе «Бесприданница» комплекса мотивов, связанных с образами главных женских персонажей — матери и дочери Огудаловых. Драматург изначально подчеркивает противоречивость, изменчивость героинь. Однако если отсутствие внутренней гармонии у Огудаловой-старшей — следствие ее стремления выгодно устроить свою жизнь, не связывая себя какими бы то ни было обязательствами, то конфликт, в котором пребывает Лариса, обусловливает ее стремление занять заведомо не предназначенное для бесприданниц положение, что и приводит ее к трагической гибели.

Тезисы

Целый ряд значимых элементов художественной структуры пьесы «Бесприданница» до сих пор не получил убедительного истолкования. Так, незаслуженно мало внимания, насколько можно судить, уделяется отношениям старшей и младшей Огудаловых, почти не предпринималось попыток системного рассмотрения комплекса «цыганских» мотивов, возникающих в различных точках сюжета и с особой интенсивностью обнаруживающих себя в финале пьесы. Анализ указанных элементов, как представляется, позволит выявить некоторые новые аспекты художественного мира Островского, приблизиться к пониманию причин трагической судьбы Ларисы Дмитриевны, мотивов ее гибели. С самого начала пьесы Лариса Дмитриевна предстает перед читателями натурой мятущейся, полной противоречий. Неслучайно уже в описании героини в списке действующих лиц сделан акцент на ее внешности: «одета богато, но скромно». Лариса хочет поскорее уйти из «цыганского табора», в который ее мать Харита Игнатьевна превратила их дом. И единственный шанс на спасение — выйти замуж за человека, готового взять на себя все ее проблемы. К выгодному замужеству подталкивает героиню и ее мать. Однако желание найти как можно более выгодную партию для дочери превращает жизнь обеих Огудаловых в подобие театрального представления, в котором лица потенциальных кандидатов сменяются почти с такой же частотой, как картинки в калейдоскопе. Основная проблема заключается в том, что «бесприданницу» Ларису никто не воспринимает в качестве потенциальной, полноценной невесты. И наиболее чувствительный удар ей наносит «блестящий барин» Паратов. Он с удовольствием оказывает знаки внимания прекрасной, искренней, смотрящей на него полными восторга и любви глазами Ларисе, готовой ради него на любые безумства. Он наслаждается их отношениями, пока Огудалова «играет роль» покорной, на все согласной и ни на что не претендующей «солистки» «цыганского» хора. Ларису же подобные отношения не устраивают, она не хочет мириться с навязываемой ей (матерью и «женихами») ролью. Однако к концу пьесы выясняется, что ничем иным героиня быть не может. Ведь в спорах с Карандышевым накануне свадьбы она постоянно не просто защищает тот образ жизни, который долгое время ей приходилось вести в доме матери, но и находит в нем свои преимущества, свои особые специфические удовольствия. И это трагическое раздвоение во многом и определило ее судьбу, сделало ее беззащитной игрушкой страстей, воплощением которых в пьесе является финальная песня, исполняемая цыганским хором, «аккомпанирующим» последним минутам жизни героини.