XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Детский мир в лексике повестей Анны Зонтаг

Екатерина Константиновна Разубаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 195
2018-04-17
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В ходе исследования проводится анализ лексики рассказов из I тома «Собрания детских повестей для первого возраста» А. П. Зонтаг. Происходит формирование языковой картины мира главной героини текстов ­― Полиньки, которая является ярким представителем дворянской культуры XIX века. Систематизация материала осуществляется с использованием метода лексико-семантической группы, при помощи которого выделяются наиболее важные аспекты жизни и быта девочек XIX века.

Тезисы

Проблема специфики произведений детской литературы была впервые поставлена еще в XIX веке, однако внимание исследователей до сих пор главным образом сосредоточено на их композиционных особенностях. Настоящая работа посвящена лингвистическому анализу рассказов из 1-го тома «Собрания детских повестей для первого возраста» А. П. Зонтаг ― «известной» и «типичной» писательницы для детей XIX века. Основными задачами исследования стали: 1) отбор и анализ детской лексики в произведениях Анны Зонтаг, 2) систематизация материала: объединение слов в лексико-семантические группы, 3) рассмотрение получившихся группировок слов: выделение устаревшей и современной, исконной и заимствованной лексики, а также синонимичных и антонимичных корреляций, 4) описание языковой картины мира (ЯКМ) главной героини повестей А. П. Зонтаг ― Полиньки.
При помощи лексико-семантического метода в
ходе исследования были получены следующие выводы: 1) важную роль в жизни маленькой̆ девочки XIX века играла одежда, которая выполняла эстетическую функцию и маркировала социальный статус своего владельца, 2) воспитание девочки в XIX веке было гендерно-ориентированным и прививало основные женские привычки, 3) описание языковой картины мира девочки в повестях А. П. Зонтаг осуществляется не только посредством современной, но и устаревшей лексики, которая лучше отражает дух ушедшей эпохи (галун, ливрея), 4) в некоторых случаях речь главной героини повестей оказывается маркированной, она чаще прибегает к использованию диминутивов (тесемочка, ленточка), в отличие от других персонажей произведений.
Таким образом, «детский мир» повестей А. П. Зонтаг представляет собой целостную картину, связанную в значительной степени с культурой XIX века, с образцами поведения и специфическими чертами языка детской литературы, которые можно проследить на страницах текстов писательницы.