XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Социальная роль говорящего в повседневной коммуникации: проблемы лингвистической идентификации

Татьяна Ивановна Попова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 215-А
2018-04-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В центре внимания данной работы находится поиск лингвистических коррелятов социальных ролей говорящего в повседневном общении на материале звукового корпуса «Один речевой день». Проведен лексико-дискурсивный анализ социальных ролей, противопоставленных на уровне речи в полярных ситуациях по типу «свое-чужое» / «формальное-неформальное». Оказалось, что выявление черт речевого поведения говорящего затруднено из-за отсутствия четких ролевых границ в процессе коммуникации. Исследование выполнено на материале 16 эпизодов звучащей речи, записанной от 4 информантов.

Тезисы

Анализ корпусного материала показал, что довольно трудно установить корреляции между социальной ролью говорящего в повседневной коммуникации и комплексом черт его речевого поведения, что справедливо даже в отношении наиболее типичных ролей: муж, жена, друг, коллега и др. Это связано с тем, что непроходимых границ внутри ролевого набора говорящего нет: друг часто является коллегой, а с клиентами ведутся разговоры на личные темы. Возникает вопрос: сохраняется ли социальная роль как шаблон, реализующий определенный субкод, или же ролевое ожидание ограничивается соблюдением определенных правил формальной организации дискурса?
Источник материала для настоящего исследования — корпус «Один речевой день» (ОРД) (создан научным коллективом СПбГУ), собранный по методике непрерывного многочасового мониторинга устной речи. Система аннотирования корпуса позволяет фиксировать тип, место и участников коммуникации каждого коммуникативного акта в течение речевого дня информанта. Конкретным материалом послужили 16 эпизодов звучащей речи, записанной от 4 информантов.
Целью настоящего исследования является выявление лингвистических коррелятов социальных ролей говорящего на лексико-дискурсивном уровне. Например, информант, находясь в почтовом отделении и выступая в роли клиента, не просто доброжелателен и вежлив (И115: спасибо / всех благ вам // побольше ценных бумаг), но и не избегает шуток (почта не поле дураков / дерево не вырастет). Общение информанта с клиенткой уже допускает присутствие «дружеского» совета и сочувствия: ну вы их там (...) мо... мобилизуйте кроме вас там () мужиков ... мужиков кого надо // им сложнее / женщины хотя бы () беспокоятся об этом …(И38). Не исключено, что работники почты хорошо знают И115, а И38 встречается с клиенткой не впервые. Таким образом, значение социальной роли в процессе коммуникации оказывается не столь существенным на фоне самой ситуации.