Тень над экраном: лавкрафтианский ужас в кинематографе
Марат Рашитович Шабаев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 129
2018-04-18
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Экранизации Говарда Филлипса Лавкрафта являются
интересным предметом исследования кинематографического ужаса. Особенностью «лавкрафтианского
ужаса» является потеря рассудка от осознания ничтожности человека перед лицом
Древних сил и неизведанного. В докладе речь пойдет о механизмах восприятия
фильмов ужасов, а использование концепта «жуткого» (Зигмунд Фрейд) и недавних исследований
хоррора (Дилан Тригг, Юджин Такер, Бен Вудард) поможет выяснить специфику экранного
страха в его отличиях от литературного.
Тезисы
Произведения Говарда Филлипса Лавкрафта являются одним
из главных источников вдохновения для писателей, музыкантов и режиссёров,
работающих с проявлением жуткого и ужасного в своём творчестве. Многочисленные
последователи породили то, что называется «лавкрафтианским ужасом», который
отличен от обычного тем, что связан с потерей рассудка и столкновением с
неизведанным. Определенный интерес к писателю испытывают современные
исследователи (Дилан Тригг, Юджин Такер, Бен Вудард), работающие с темой ужаса.
Нас же привлекает то, как лавкрафтианские сюжеты и
темы находят своё продолжение и развитие в кинематографе — причём речь идёт не
только о прямых экранизациях и фанатских фильмах, но и о том, что может быть
даже напрямую не вдохновлено Лавкрафтом, но использует тот же инструментарий
для разговора о человеке и внечеловеческом. Мы выделяем среди ключевых черт и
тем фильмов, которые нас интересуют, деантропоцентризм, бессилие героев и
фатализм. Человеческое Тело в таком универсуме является чрезвычайно уязвимым и
предельно конечным. В этом смысле фрейдовское понимание «жуткого» может быть
чрезвычайно полезно для понимания безумия у персонажей Лавкрафта, а древние
боги и кошмарные создания являются вытесненным, которое возвращает Человеку
знание о примордиальном состоянии Вселенной и Земли как дома (heim).
В докладе будут рассмотрены экранизации Лавкрафта
(фильмы Брайана Юзна, Стюарта Гордона, Эндрю Лимана и др.) и картины, в которых
можно найти лавкрафтовские элементы (творчество Гильермо дель Торо).
Мы считаем, что фильмы, использующие «лавкрафтианский»
тип ужаса (неважно, являются ли они прямым экранизациями или нет) могут дать
нам понимание того, как работают механизмы, порождающие череду «негативных»
аффектов (тревога — страх — ужас), и чем экранный ужас принципиально отличается
от литературного; как кинематографическое (визуальное) помогает сбросить оковы
письменного (нарративного). Таким образом, присутствие тем, сюжетов и
персонажей Лавкрафта в кинематографе поможет пролить свет на природу
человеческого страха в искусстве.