Корчагин и Бардамю как знаковые герои межвоенной эпохи
Борис Сергеевич Куккоев
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются образы двух
знаковых героев межвоенной литературы — Павла Корчагина («Как закалялась сталь»
Н. А. Островского) и Фердинана Бардамю («Путешествие на край ночи» Л.-Ф.
Селина). Анализируется
сходство и различия их типов сознания, определяющие поэтику обоих текстов.
Раскрывается тема двойников главных героев. Также проводится сопоставление жизненного
пути Островского и Селина.
Тезисы
Наша цель — сопоставление героев эпохальных
романов Н. А. Островского и Л.-Ф. Селина. Ключевая проблема — как образуется
сходство героев, сюжетов и мотивов обоих текстов. Методологической базой послужили
работы С. А. Трегуба и А. Годара, а также материалы сборника «Селин в России».
Роман Островского «Как закалялась сталь» (1930—1932) и роман Селина «Путешествие на край ночи» (1929—1932) были написаны почти одновременно. Оба романа вызвали широчайший резонанс и были переведены на ряд языков, получив признание у читателей и критиков, придерживавшихся диаметрально противоположных взглядов. Биографии обоих авторов отразились в их текстах. Жизненные пути Островского и Селина обнаруживают ряд схожих черт: так, оба писателя вернулись с войны инвалидами — Селина ранили под Поэлькапель в 1914 г., Островского — под Львовом в 1920 г. Островский восстанавливал страну после военной разрухи, Селин боролся с эпидемией холеры. Роман Островского почти полностью автобиографичен — своей исповедальной прозой Островский хотел дать пример грядущим поколениям. Автобиографизм Селина более опосредован. Бардамю меньше похож на Селина, чем Корчагин на Островского; это можно объяснить тягой Селина к скандалам, самоуничижению и саморазоблачению.
Сходство Корчагина и Бардамю заключается в их авантюризме и жизнелюбии, в ненависти к капиталистической цивилизации. Различие не менее существенно: Корчагин классический герой соцреализма, несломленный альтруист, Бардамю же часто определяли как антигероя, как новое воплощение героя плутовского романа. Образ Корчагина имеет неоромантические корни: он во многом похож на своих предшественников, героев Лондона и Киплинга. Влияние неоромантизма коснулось и Селина: так, в африканском эпизоде «Путешествия…» мы видим сходство с повестью Конрада «Сердце тьмы». Поэтика неоромантиков преломилась в обоих текстах по-разному: Островского привлекает пафос борьбы за жизнь, Селина — авантюризм и экзотика, получившие в его тексте мрачный колорит. У обоих героев есть двойники, гротескно заостряющие амбивалентные черты протагонистов. Авантюристские черты Корчагина воплощает его знакомый троцкист Дубава, ставший его врагом. Робинзон, двойник Бардамю, доводит до предела его авантюризм, цинизм и эгоцентризм, отличаясь от жизнелюбивого Бардамю тягой к смерти, приводящей Робинзона к гибели. Образы Корчагина и Бардамю могут объяснить парадоксы истории ХХ в. Корчагин позволяет понять, как Советская Россия прошла путь от Брестского мира к победе над нацизмом, Бардамю — как Франция прошла путь от победы в Первой мировой войне к разгрому 1940 г. Мы приходим к выводу, что Корчагин и Бардамю представляют собой обобщённые образы представителей коммунистической и буржуазной культур 1930-х гг., но общечеловеческое, несводимое к разнице идеологий, объединяет их.
Роман Островского «Как закалялась сталь» (1930—1932) и роман Селина «Путешествие на край ночи» (1929—1932) были написаны почти одновременно. Оба романа вызвали широчайший резонанс и были переведены на ряд языков, получив признание у читателей и критиков, придерживавшихся диаметрально противоположных взглядов. Биографии обоих авторов отразились в их текстах. Жизненные пути Островского и Селина обнаруживают ряд схожих черт: так, оба писателя вернулись с войны инвалидами — Селина ранили под Поэлькапель в 1914 г., Островского — под Львовом в 1920 г. Островский восстанавливал страну после военной разрухи, Селин боролся с эпидемией холеры. Роман Островского почти полностью автобиографичен — своей исповедальной прозой Островский хотел дать пример грядущим поколениям. Автобиографизм Селина более опосредован. Бардамю меньше похож на Селина, чем Корчагин на Островского; это можно объяснить тягой Селина к скандалам, самоуничижению и саморазоблачению.
Сходство Корчагина и Бардамю заключается в их авантюризме и жизнелюбии, в ненависти к капиталистической цивилизации. Различие не менее существенно: Корчагин классический герой соцреализма, несломленный альтруист, Бардамю же часто определяли как антигероя, как новое воплощение героя плутовского романа. Образ Корчагина имеет неоромантические корни: он во многом похож на своих предшественников, героев Лондона и Киплинга. Влияние неоромантизма коснулось и Селина: так, в африканском эпизоде «Путешествия…» мы видим сходство с повестью Конрада «Сердце тьмы». Поэтика неоромантиков преломилась в обоих текстах по-разному: Островского привлекает пафос борьбы за жизнь, Селина — авантюризм и экзотика, получившие в его тексте мрачный колорит. У обоих героев есть двойники, гротескно заостряющие амбивалентные черты протагонистов. Авантюристские черты Корчагина воплощает его знакомый троцкист Дубава, ставший его врагом. Робинзон, двойник Бардамю, доводит до предела его авантюризм, цинизм и эгоцентризм, отличаясь от жизнелюбивого Бардамю тягой к смерти, приводящей Робинзона к гибели. Образы Корчагина и Бардамю могут объяснить парадоксы истории ХХ в. Корчагин позволяет понять, как Советская Россия прошла путь от Брестского мира к победе над нацизмом, Бардамю — как Франция прошла путь от победы в Первой мировой войне к разгрому 1940 г. Мы приходим к выводу, что Корчагин и Бардамю представляют собой обобщённые образы представителей коммунистической и буржуазной культур 1930-х гг., но общечеловеческое, несводимое к разнице идеологий, объединяет их.