Восприятие эмоционально окрашенных французских общих вопросов
Анна Викторовна Степанова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 157
2018-04-19
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Интонация эмоционально окрашенных высказываний отличается от нейтральной интонации, при этом существуют как общие для всех языков средства оформления таких высказываний, так и характерные черты для определенного языка. В докладе представлены результаты сравнения интонации эмоционально окрашенных вопросов с вопросами с нейтральной интонацией на материале фильмов на французском языке и аудиозаписей методических материалов и сделаны выводы о различиях в реализации движения мелодики.
Тезисы
В исследовании проведено сравнение нейтральных и эмоционально окрашенных французских общих вопросов, а также проведен аудиторский эксперимент по восприятию эмоционально окрашенных французских общих вопросов.
По мнению многих исследователей, интонация является комплексным явлением, включающим в себя движение основного тона, длительность, интенсивность, паузы, просодический тембр, однако в рамках данного доклада под интонацией понимается только мелодика. Целью исследования было изучение того, как один из компонентов интонационного оформления высказывания — мелодика — взаимодействует с приписываемыми эмоциональными значениями при восприятии.
Материалом исследования являются записи эмоционально окрашенных общих вопросов из фильмов и записи нейтральных французских общих вопросов из методических материалов, используемых для преподавания французского языка.
В соответствии с поставленной целью было необходимо решить следующие задачи: 1) провести теоретическое исследование на основе литературы по фонетике, лингвистике, физиологии и психологии; 2) выполнить подборку материала для проведения эксперимента; 3) расшифровка и просодическая аннотация: синтагматическое членение (разбиение записи на синтагмы); интонационная разметка; 4) слуховой анализ; сопоставление реализации мелодических контуров; 5) аудиторский анализ с целью выявления восприятия интонации диктора слушателями; 6) установить взаимосвязь между изменениями некоторых интонационных характеристик и определенными эмоциональными значениями.
Аудиторский анализ позволяет сопоставить данные о действительной интонационной картине сигналов с оценкой звучания отобранных реализаций носителями языка, а также убедиться, что в выявленных моделях реализации общего вопроса они не слышат эмоциональной окраски. На основании выполненных задач сделаны выводы о специфике мелодики эмоционально окрашенных общих вопросов во французском языке. Мелодическое оформление высказывания играет существенную роль при передаче эмоционального значения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут использоваться в преподавании таких дисциплин, как теоретическая и практическая фонетика, социолингвистика, психолингвистика, а также в программах синтеза и распознавания речи.
По мнению многих исследователей, интонация является комплексным явлением, включающим в себя движение основного тона, длительность, интенсивность, паузы, просодический тембр, однако в рамках данного доклада под интонацией понимается только мелодика. Целью исследования было изучение того, как один из компонентов интонационного оформления высказывания — мелодика — взаимодействует с приписываемыми эмоциональными значениями при восприятии.
Материалом исследования являются записи эмоционально окрашенных общих вопросов из фильмов и записи нейтральных французских общих вопросов из методических материалов, используемых для преподавания французского языка.
В соответствии с поставленной целью было необходимо решить следующие задачи: 1) провести теоретическое исследование на основе литературы по фонетике, лингвистике, физиологии и психологии; 2) выполнить подборку материала для проведения эксперимента; 3) расшифровка и просодическая аннотация: синтагматическое членение (разбиение записи на синтагмы); интонационная разметка; 4) слуховой анализ; сопоставление реализации мелодических контуров; 5) аудиторский анализ с целью выявления восприятия интонации диктора слушателями; 6) установить взаимосвязь между изменениями некоторых интонационных характеристик и определенными эмоциональными значениями.
Аудиторский анализ позволяет сопоставить данные о действительной интонационной картине сигналов с оценкой звучания отобранных реализаций носителями языка, а также убедиться, что в выявленных моделях реализации общего вопроса они не слышат эмоциональной окраски. На основании выполненных задач сделаны выводы о специфике мелодики эмоционально окрашенных общих вопросов во французском языке. Мелодическое оформление высказывания играет существенную роль при передаче эмоционального значения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут использоваться в преподавании таких дисциплин, как теоретическая и практическая фонетика, социолингвистика, психолингвистика, а также в программах синтеза и распознавания речи.