На границе нормы: мужские и женские дела (в рассказах и практиках деревенских жителей)
Кристина Васильевна Житова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 213
2018-04-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В современном бытовом поведении и в дискурсе массмедиа бытует
множество стереотипов по поводу традиционных ценностей и гендерных норм,
довольно четко разделяющих сферы деятельности женщин и мужчин. Однако в ходе
фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ в 2009—2017 гг. в Мезенском и
Лешуконском районах Архангельской области были собраны материалы,
демонстрирующие зыбкость границ разделения женских и мужских работ и обязанностей. Цель доклада —
продемонстрировать эту границу.
Тезисы
В ходе фольклорно-антропологических
экспедиций СПбГУ в 2009—2017 гг. в Мезенский и Лешуконский районы Архангельской области было собрано большое количество интервью, в которых
обсуждается распределение мужских и женских обязанностей. Различие между ролями
мужчины и женщины в календарных и окказиональных обрядах, в ведении домашнего
хозяйства и воспитании детей прослеживается во многих рассказах деревенских
информантов. При дальнейших расспросах, впрочем, выясняется, что различие это
на практике не столь жесткое.
В современном бытовом поведении и в
дискурсе массмедиа бытует множество стереотипов по поводу традиционных ценностей и
гендерных норм: сфера деятельности женщины
— это кухня, рукоделие,
воспитание детей, а мужчина добывает средства и не причастен к быту.
Однако собранные в русской северной
деревне (казалось бы, оплоте «традиционализма») материалы противоречат столь строгому разграничению мужского и женского.
Судя по полевым записям, мужчины гадают, участвуют в «кудесеньях», занимаются
рукоделием. Мы встречали мужчины, работавших всю жизнь доярами, т. е. на типично женской работе, и носивших всю жизнь женский платок (потому что к скотине с
непокрытой головой нельзя подходить). Нередко мы застаем мужчин, которые выполняют типично женскую работу по дому.
В зависимости от ситуации обязанности могут перераспределяться. Если женщина
работает на службе, то мужчина берет на себя часть домашних дел. Так, веники на Иван-день, по
декларируемым нормам, должна вязать одна из старших женщин в семье, но если
мужчина живет один, он делает это сам (но на долю всех приезжающих к нему гостей).
Таким образом, в ходе анализа полевых материалов мы увидели неотчетливость границы между женскими и мужскими обязанностями и гибкость гендерных норм. Мы проследили, в каких именно сферах чаще всего прослеживаются нарушения норм и как они объясняются.
Таким образом, в ходе анализа полевых материалов мы увидели неотчетливость границы между женскими и мужскими обязанностями и гибкость гендерных норм. Мы проследили, в каких именно сферах чаще всего прослеживаются нарушения норм и как они объясняются.