Контрастивный анализ фонетических систем в целях преподавания (на примере американского варианта английского языка в русскоязычной аудитории)
Илья Игоревич Суховалов
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 157
2018-04-19
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе описываются промежуточные результаты исследования, посвященного изучению теоретических и методологических оснований преподавания фонетики американского варианта английского языка в русскоязычной аудитории. В целях создания программы, нацеленной на обучение произношению русскоязычных студентов, в качестве методологической основы изучается контрастивный анализ звуковых систем, который является частью сознательно-сопоставительного метода в обучении иностранному языку.
Тезисы
Для преподавания иностранного языка и, в частности, его произношения возможно использование разных методических подходов, например натурального или сознательно-сопоставительного методов и др. Традиции кафедры фонетики СПбГУ предписывают применение системно-контрастивной методики, изучению которой посвящено настоящее исследование. Целью данной работы является рассмотрение теоретических и методологических оснований для разработки программы обучения русскоязычной аудитории произношению американского варианта английского языка. В задачи исследования входило рассмотрение места нацеленного обучения фонетике неродного языка в свете общеметодологических вопросов преподавания иностранного языка; сравнение различных методологических подходов к обучению произношению; изучение теоретических основ метода контрастивного анализа; разработка методологической основы преподавания американского варианта английского языка русскоязычным студентам. В соответствии с целями обучения контрастивный анализ фонетических систем необходимо проводить для всех уровней: как сегментики (с учетом фонологических противопоставлений и аллофонии), так и просодики (словесного ударения и интонации).
Сопоставительный анализ фонетических систем американского варианта английского и русского языков выявляет черты американского произношения, вызывающие особые трудности в процессе овладения ими русскоязычными обучаемыми. В области гласных это, например, характеристики ряда фонем, отсутствующих в системе русского языка; cистемные признаки напряженности и ненапряженности и связанные с ними параметры долготы и примыкания гласных. В области согласных можно говорить о целом ряде фонем, не имеющих аналогов в системе русского языка; отличающейся реализации системного признака звонкости/глухости согласного; некоторых интегральных признаках и др.
Обнаружение таких проблемных зон в сопоставляемых фонетических системах позволяет разработать материалы и методы, специально направленные на обучение носителей русского языка. Представляется возможным считать, что применение метода контрастивного анализа создает надежную основу для результативного обучения произношению.