Вариативность семантики возможности как дифференцирующий критерий функционально-смысловых типов речи
Марина Марьянович
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 171
2018-04-18
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается семантическая вариативность и способы выражения категории модальности (глагол мочь, лексемы
с семантикой возможности / невозможности должен,
возможен, невозможен, нельзя,
модальные конструкции иметь возможность,
быть в состоянии, иметь право и др.) на материале современных русских газетных текстов, демонстрируется связь
её конкретных семантических вариантов с функционально-смысловыми типами речи, проводится
наблюдение за изменением оттенков модальности при цитировании.
Тезисы
Гипотеза исследования состоит в том, что варианты семантики категории возможности,
проявляющиеся на уровне предложения, указывают на их функциональное
предназначение для употребления в определённом функционально-семантическом
типе речи (ФСТР). Материалом для анализа послужили фрагменты современных
газетно-публицистических и официально-деловых русских текстов, содержащих модальные
модификации предложений.
Категория модальности выражается на лексическом, синтаксическом и суперсинтаксическом (текстовом) уровнях. Рассматривая отдельно взятое слово с широкой модальной семантикой (например, глагол мочь), нельзя сделать заключение о его однозначности или многозначности. Лексико-семантические варианты многозначного слова, в т. ч. и модального, проявляются в его синтагматических связях в словосочетании или предложении. Так, глагол мочь как компонент составного глагольного сказуемого в одних предложениях передаёт (1) способность действия (Птицы могут летать), в других — (2) разрешение действия (Сдавая экзаменационную работу, можете оставить себе черновик). Предложения типа (1) функционально «заряжены» на употребление в объяснительных ФСТР, предложения типа (2) — в инструктивных ФСТР.
Существуют первичные и вторичные тексты. Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные — на основании переработки первичных. Фрагменты первичного текста, попадая во вторичный текст, могут менять свою модальность. Например, закон имеет прескриптивную тональность, а комментарии к нему имеют констатирующую тональность, вследствие чего цитаты из закона, содержащие модальные модификации предложений с прескриптивной семантикой разрешения / запрета в тексте-источнике, в комментарии меняют модальную окраску на общую возможность действия.
Категория модальности выражается на лексическом, синтаксическом и суперсинтаксическом (текстовом) уровнях. Рассматривая отдельно взятое слово с широкой модальной семантикой (например, глагол мочь), нельзя сделать заключение о его однозначности или многозначности. Лексико-семантические варианты многозначного слова, в т. ч. и модального, проявляются в его синтагматических связях в словосочетании или предложении. Так, глагол мочь как компонент составного глагольного сказуемого в одних предложениях передаёт (1) способность действия (Птицы могут летать), в других — (2) разрешение действия (Сдавая экзаменационную работу, можете оставить себе черновик). Предложения типа (1) функционально «заряжены» на употребление в объяснительных ФСТР, предложения типа (2) — в инструктивных ФСТР.
Существуют первичные и вторичные тексты. Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные — на основании переработки первичных. Фрагменты первичного текста, попадая во вторичный текст, могут менять свою модальность. Например, закон имеет прескриптивную тональность, а комментарии к нему имеют констатирующую тональность, вследствие чего цитаты из закона, содержащие модальные модификации предложений с прескриптивной семантикой разрешения / запрета в тексте-источнике, в комментарии меняют модальную окраску на общую возможность действия.