Дендистский аспект в романе Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед»
Евгения Алексеевна Черкасова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-20
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Дендизм как культурный феномен всегда представлял огромный интерес для писателей. В своих текстах к нему обращались Дж. Байрон, Б. Дизраэли, О. де Бальзак, Ж.-К. Гюисманс и другие. В XIX в. особое внимание к этому явлению способствовало рождению «модного» романа. И. Во (1903—1966, Waugh) как наследник этой традиции в книге «Возвращение в Брайдсхед» («Brideshead Revisited») делает своих центральных персонажей денди. Однако их типажи существенно различаются между собой. Эти отличия являются следствием значительных социальных изменений, которые произошли в английском обществе в начале XX в.
Тезисы
Знаменитый роман И. Во (1903—1966, Waugh) «Возвращение в Брайдсхед» («Brideshead Revisited») без преувеличения можно назвать дендистским. Героями повествования являются типичные для английской литературы денди, однако характерные черты этих персонажей были развиты писателем исходя из новой реальности XX столетия.
Общеизвестно, что дендизм был изобретением XIX в. Именно в это время, когда Англии удалось избежать участия в разрушительных и опустошающих казну войнах, Лондон становится столицей мировой моды.
Основоположником стиля новой эпохи был провозглашен Дж. Браммелл (1778—1840, Brummell). Приверженец принципа минимализма в одежде, манерах и высказываниях, он являлся властителем дум целого поколения и создал типаж денди, не просто модника, но светского льва, в каждом движении которого читался знак аристократического превосходства.
Именно в этой парадигме существует герой романа «Возвращение в Брайдсхед» Себастьян Флайт. В его характере Во мастерски совместил вековые традиции английского дендизма и инфантильный взгляд на мир вечного ребенка. Такой стиль жизни становится для этого героя способом отгородиться от чуждого мира. Эта тенденция характерна и для британского высшего общества в целом.
Другой денди в романе — Антони Бланш, который представляет из себя порождение уже иной культуры — зарождающейся культуры «кэмпа». Впервые определение «кэмпу» дала американская писательница Сьюзен Зонтаг (1933—2004, Sontag) в своей статье «Заметки о кэмпе» («Notes on "Camp"»). Она определила это явление как дендизм XX в., особую форму чувствительности, которая ищет хороший вкус в плохом и балансирует между наивностью и серьезностью. У. Эко (1932—2016, Eco) также отметил, что «кэмп» крайне самопародиен.
В романе «Возвращение в Брайдсхед» Во не просто использует дендистский типаж, он передаёт через его трансформацию историческое время, показывает, как изменилась аристократическая культура и само английское общество всего за несколько десятилетий.
Общеизвестно, что дендизм был изобретением XIX в. Именно в это время, когда Англии удалось избежать участия в разрушительных и опустошающих казну войнах, Лондон становится столицей мировой моды.
Основоположником стиля новой эпохи был провозглашен Дж. Браммелл (1778—1840, Brummell). Приверженец принципа минимализма в одежде, манерах и высказываниях, он являлся властителем дум целого поколения и создал типаж денди, не просто модника, но светского льва, в каждом движении которого читался знак аристократического превосходства.
Именно в этой парадигме существует герой романа «Возвращение в Брайдсхед» Себастьян Флайт. В его характере Во мастерски совместил вековые традиции английского дендизма и инфантильный взгляд на мир вечного ребенка. Такой стиль жизни становится для этого героя способом отгородиться от чуждого мира. Эта тенденция характерна и для британского высшего общества в целом.
Другой денди в романе — Антони Бланш, который представляет из себя порождение уже иной культуры — зарождающейся культуры «кэмпа». Впервые определение «кэмпу» дала американская писательница Сьюзен Зонтаг (1933—2004, Sontag) в своей статье «Заметки о кэмпе» («Notes on "Camp"»). Она определила это явление как дендизм XX в., особую форму чувствительности, которая ищет хороший вкус в плохом и балансирует между наивностью и серьезностью. У. Эко (1932—2016, Eco) также отметил, что «кэмп» крайне самопародиен.
В романе «Возвращение в Брайдсхед» Во не просто использует дендистский типаж, он передаёт через его трансформацию историческое время, показывает, как изменилась аристократическая культура и само английское общество всего за несколько десятилетий.