Экфрастические образы и их роль в романе Донны Тартт «Щегол»
Алена Владимировна Фролова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
ауд. 190
2018-04-20
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуются роль и функции экфрастических образов в
романе Д. Тартт (род. 1963, Tartt) «Щегол» («The Goldfinch», 2013). Произведения искусства играют значительную роль в
построении художественного мира романа и в первую очередь становятся одним из
ключевых приемов характеристики персонажей. Кроме того, при анализе восприятия
шедевров искусства героями романа выявляются эстетические идеалы автора. Обращение
к экфрасису также позволяет Тартт глубже раскрыть основную тему своего произведения.
Тезисы
Роман «Щегол» («The Goldfinch») современной
американской писательницы Д. Тартт (род. 1963, Tartt), опубликованный в 2013 г., почти
сразу был причислен критиками к классическим. Очень важной составляющей
романа является историко-культурный аспект; описанию и интерпретации
произведений искусства уделяется значительная роль в повествовании. С целью
исследования функций экфрастических образов в романе были проанализированы
наиболее значимые упомянутые автором произведения изобразительного искусства и
их роль в построении смыслового поля текста.
Центральным образом является «Щегол» («Het puttertje») К. Фабрициуса (1622—1654, Fabritius), большое внимание уделяется произведениям «малых голландцев», во второй части романа появляются импрессионисты и русские живописцы XIX—XX вв. Каждое введённое в роман полотно раскрывает одну из основных тем произведения — бессмертие искусства. Тартт доказывает свою теорию о скоротечности и непредсказуемости жизни, с первых страниц вводя в роман главный вопрос о природе истинного бессмертия, на который даёт однозначный ответ на протяжении всего повествования: только произведения искусства имеют свойство жить вечно. Ярким примером могут служить картины А. Корте (1665—1707, Coorte) и Рембрандта.
Экфрасис выступает в качестве характеристики персонажей книги, создавая массив сложных ассоциаций, обогащающих восприятие произведения и образов героев. Писательница по-своему прочитывает и трактует смысл, вложенный художниками в свои работы, и каждое новое произведение вводится в роман по мере событий, происходящих в жизни главного героя, предсказывая их, дополняя или объясняя. Экфрастические образы сообщают о культурных и эстетических ориентирах писательницы.
Таким образом, проблематика романа выводится на более высокий, общелитературный уровень. Тартт вписывает свой роман в контекст предшествующих произведений искусства и затронутых в них тем. Здесь и соотношение добра и зла, и бессмертие искусства, и его взаимосвязь с судьбами людей, и проблема ценности человеческой жизни. Обращение к экфрасису становится отличительной чертой творчества Тартт. На этом приёме строятся все опубликованные на настоящий момент произведения писательницы, что увеличивает интерес к её творчеству и побуждает к дальнейшим исследованиям.
Центральным образом является «Щегол» («Het puttertje») К. Фабрициуса (1622—1654, Fabritius), большое внимание уделяется произведениям «малых голландцев», во второй части романа появляются импрессионисты и русские живописцы XIX—XX вв. Каждое введённое в роман полотно раскрывает одну из основных тем произведения — бессмертие искусства. Тартт доказывает свою теорию о скоротечности и непредсказуемости жизни, с первых страниц вводя в роман главный вопрос о природе истинного бессмертия, на который даёт однозначный ответ на протяжении всего повествования: только произведения искусства имеют свойство жить вечно. Ярким примером могут служить картины А. Корте (1665—1707, Coorte) и Рембрандта.
Экфрасис выступает в качестве характеристики персонажей книги, создавая массив сложных ассоциаций, обогащающих восприятие произведения и образов героев. Писательница по-своему прочитывает и трактует смысл, вложенный художниками в свои работы, и каждое новое произведение вводится в роман по мере событий, происходящих в жизни главного героя, предсказывая их, дополняя или объясняя. Экфрастические образы сообщают о культурных и эстетических ориентирах писательницы.
Таким образом, проблематика романа выводится на более высокий, общелитературный уровень. Тартт вписывает свой роман в контекст предшествующих произведений искусства и затронутых в них тем. Здесь и соотношение добра и зла, и бессмертие искусства, и его взаимосвязь с судьбами людей, и проблема ценности человеческой жизни. Обращение к экфрасису становится отличительной чертой творчества Тартт. На этом приёме строятся все опубликованные на настоящий момент произведения писательницы, что увеличивает интерес к её творчеству и побуждает к дальнейшим исследованиям.