XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен

Марина Валерьевна Сыромятникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2018-04-20
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены ситуации перехода героя из условно «реального» мира в «воображаемый мир», представленные в ряде рассказов Астрид Линдгрен. Смена пластов «реальности» и «ирреальности» анализируется с точки зрения психологии, с привлечением исследований М. В. Осориной, посвященных «ментальным пространствам» и фантазиям как инфантильным формам таких пространств. В результате анализа ситуаций перехода в «воображаемый» мир через призму психологии делается вывод о том, что в данных рассказах представлена художественная интерпретация процесса формирования фантазийного «пространства счастья».

Тезисы

В ряде рассказов Астрид Линдгрен («Любимая сестра», «Звенит ли моя липа, поет ли соловей…», «Кукушка-подружка»), относящихся к различным периодам творчества автора, ключевым моментом повествовательной структуры текста является переход героя из условно «реального» мира в «воображаемый» мир, отличающийся разной степенью художественной условности. В «реальном» мире герой находится в психологически неблагоприятных условиях, страдает от одиночества и недостатка родительской любви, но в мире «воображаемом» эти проблемы получают решение. При этом «воображаемый» мир не имеет ярко выраженных ирреальных свойств, однако некоторые объекты из «реального» мира внезапно и необоснованно приобретают некоторые свойства, невозможные с точки зрения общепринятых представлений о реальности. Переход в «воображаемый» мир не обусловлен ни внешними сверхъестественными факторами, ни погружением героя в определенные состояния, которые могут послужить причиной смены пластов художественной действительности (сон, галлюцинация, греза), в текстах отсутствуют однозначные маркеры смены «реального» пласта на «воображаемый». Задачей исследования был анализ характера этого перехода и причин смены планов условно «реальной» художественной действительности на ирреальную, с учетом имплицитного характера перехода и ценности для героя событий, происходящих в «воображаемом» мире. Было сделано предположение, что поскольку никакие внешние факторы не оказывают влияния на героя, то его переход из «реального» мира в «воображаемый» является художественной интерпретацией интрапсихического процесса, происходящего с героем, а именно, процесса фантазирования. Основанием для психологической стороны исследования послужили работы М. В. Осориной, посвященные созданию человеком «ментальных пространств» — особых психических образований или «картин мира», возникающих в сознании человека для обработки информации, получаемой из внешнего мира. Инфантильной формой создания «ментального пространства», часто практикуемой детьми, является фантазирование «с опорой на объект», в случае которого фантазия выстраивается «вокруг» того или иного реального объекта. Принимая за основу гипотезу, что в данных рассказах художественно отображен процесс фантазирования «с опорой на объект», мы находим объяснение имплицитному характеру перехода в «воображаемый» мир: зачастую зарождение фантазии не отслеживается субъектом и она органично сливается с реальностью. В нашем случае фантазия используется героем в ее защитной функции — для того чтобы удалиться от неблагоприятных условий реальности, удовлетворить свои желания. Поэтому можно сказать, что герой формирует фантазийное «пространство счастья».