Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен
Марина Валерьевна Сыромятникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 171
2018-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассмотрены ситуации перехода героя из условно «реального» мира в «воображаемый
мир», представленные в ряде рассказов Астрид Линдгрен. Смена пластов «реальности»
и «ирреальности» анализируется с точки зрения психологии, с привлечением
исследований М. В. Осориной, посвященных «ментальным пространствам» и
фантазиям как инфантильным формам таких пространств. В результате анализа
ситуаций перехода в «воображаемый» мир через призму психологии делается вывод о
том, что в данных рассказах представлена художественная интерпретация процесса формирования
фантазийного «пространства счастья».
Тезисы
В ряде рассказов
Астрид Линдгрен («Любимая сестра», «Звенит ли моя липа, поет ли соловей…»,
«Кукушка-подружка»), относящихся к различным периодам творчества автора,
ключевым моментом повествовательной структуры текста является переход героя из
условно «реального» мира в «воображаемый» мир, отличающийся разной степенью
художественной условности. В «реальном» мире герой находится в психологически
неблагоприятных условиях, страдает от одиночества и недостатка родительской любви,
но в мире «воображаемом» эти проблемы получают решение. При этом «воображаемый» мир не имеет ярко выраженных
ирреальных свойств, однако некоторые объекты из «реального» мира внезапно и
необоснованно приобретают некоторые свойства, невозможные с точки зрения
общепринятых представлений о реальности. Переход в «воображаемый» мир не обусловлен
ни внешними сверхъестественными факторами, ни погружением героя в определенные
состояния, которые могут послужить причиной смены пластов художественной действительности
(сон, галлюцинация, греза), в текстах отсутствуют однозначные маркеры смены «реального»
пласта на «воображаемый».
Задачей
исследования был анализ характера этого перехода и причин смены планов условно «реальной»
художественной действительности на ирреальную, с учетом имплицитного характера перехода
и ценности для героя событий, происходящих в «воображаемом» мире.
Было сделано
предположение, что поскольку никакие внешние факторы не оказывают влияния на
героя, то его переход из «реального» мира в «воображаемый» является
художественной интерпретацией интрапсихического процесса, происходящего с
героем, а именно, процесса фантазирования. Основанием для психологической
стороны исследования послужили работы М. В. Осориной, посвященные созданию
человеком «ментальных пространств» — особых психических образований или «картин
мира», возникающих в сознании человека для обработки информации, получаемой из
внешнего мира. Инфантильной формой создания «ментального пространства», часто практикуемой
детьми, является фантазирование «с опорой на объект», в случае которого
фантазия выстраивается «вокруг» того или иного реального объекта.
Принимая за
основу гипотезу, что в данных рассказах художественно отображен процесс фантазирования
«с опорой на объект», мы находим объяснение имплицитному характеру перехода в «воображаемый»
мир: зачастую зарождение фантазии не отслеживается субъектом и она органично
сливается с реальностью. В нашем случае фантазия используется героем в ее защитной
функции — для того чтобы удалиться от неблагоприятных условий реальности, удовлетворить
свои желания. Поэтому можно сказать, что герой формирует фантазийное «пространство
счастья».