XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Окказиональные образования в творческой лаборатории В. В. Маяковского: словообразовательный и семантический аспекты в практике РКИ

Анастасия Александровна Левченко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-А
2018-04-19
16:10 - 16:25

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу окказиональных образований В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах» в словообразовательном и семантическом аспектах. В процессе анализа разработана модель комментирования окказионализмов Маяковского, позволяющая обучить иностранных учащихся декодированию смысла авторского новообразования на базе его словообразовательного анализа и определения семантики составляющих окказионализм компонентов.

Тезисы

Одним из существенных способов ориентации иностранных учащихся в лексике изучаемого языка являются знания ими его словообразовательного потенциала. Образования, не числящиеся в репертуаре лексических средств языка, традиционно называют окказиональными. В практике РКИ задача преподавателя сводится к обучению словообразованию, с одной стороны, как факту системы языка, а с другой, как приему для понимания незнакомых слов на базе работы со словообразовательными моделями. Такого рода работа способствует формированию у иностранных учащихся умения членить производное слово, опираясь на соотношение производящей и производной основ, производящей основы и аффиксов, участвующих в образовании этих слов; а также развивать чувство языковой догадки с целью расширения словарного запаса.
В качестве источника иллюстративного материала предлагается поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах», авторское словотворчество в которой рассматривается как средство выражения личностного отношения поэта к духовным, экономическим и политическим процессам, происходившим в обществе в период написания поэмы.
В практике РКИ целесообразно разграничивать окказионализмы на потенциальные и собственно окказиональные, которые рассматриваются в рамках разработанной модели комментирования, включающей следующие пункты: 1) окказиональное слово; 2) контекст; 3) словообразовательная характеристика; 4) семантика составляющих окказионализм компонентов, (значение окказионализма складывается из смысла составных частей такого слова); 5) лексическое значение окказионализма.
Например: 1) иудить; 2) Видите — небо опять иудит пригоршнью обрызганных предательством звезд?; 3) авторский глагол иудить относится к глаголам несовершенного вида со значением «совершать действие, свойственное тому, что названо мотивирующим именем существительным (например: батрачить, рыбачить, обезьянить)». Маяковский в качестве мотивирующей основы выбирает имя собственное Иуда, что свидетельствует о нарушении словообразовательной модели. При этом глагол приобретает контекстуальное глагольное управление (пригоршнью в форме Т. п.), хотя синонимичные авторской лексеме глаголы предавать, продавать являются переходными; 4) Иуда — один из двенадцати апостолов, предавший Христа. Употребляется в значении «предатель, изменник». Примечательным является употребление в контексте существительного предательство, актуализирующее авторский глагол; 5) иудить — «вероломно совершать предательские действия, скрытые за лицемерным проявлением любви, дружбы».