XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Языковая игра в текстах народной драмы

Анастасия Алексеевна Хованская
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-16
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено приемам «языковой игры» в народной драме и выполнено в аспекте лингвофольклористики. В работе рассмотрены способы языковой игры, представленные в трех текстах, извлеченных из сборника А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной «Народный театр»: «Царь Максимилиан», «Лодка», «Петрушка и цыган». В результате анализа «аномальной» речи в контексте её эстетических и жанровых функций в фольклорном театральном дискурсе предлагается квалифицировать её как языковую игру, один из необходимых атрибутов народной пьесы.

Тезисы

Интерес к началу изучения и собирания народных драм в России приходится на XIX в. Язык народной драмы как особым образом нагруженный эстетическими и прагматическими функциями речевой феномен практически не исследовался. Основные задачи исследования: дать квалификацию речевым «аномалиям» в народной драме в контексте теории языковой игры (ЯИ), рассмотреть способы её проявления на различных языковых уровнях с точки зрения жанровой специфики отобранных текстов. Материалом послужили три текста народной драмы: «Царь Максимилиан», «Лодка», «Петрушка и цыган», а также их варианты. Основное внимание уделяется двум сюжетным компонентам: «Встреча. Представление героев» и «Завязка». Результатом проделанной работы являются следующие выводы: 1) в условиях «ограниченной театральности» фольклорных представлений эстетическая нагруженность речевых аномалий оказывается весьма велика; 2) в обоих эпизодах наиболее частотны приемы ЯИ на лексическом и стилистическом уровнях (Шел я городом Москвою, увидах я храмину большую, и сидяша в нем мужи верные, держаша чары вина мерные); 3) в сюжетном компоненте «Встреча. Представление героев» чаще, чем в компоненте «Завязка», встречается проявление ЯИ на морфологическом уровне; 4) приемы ЯИ на фонетическом уровне (Я цыган-дрыган и т. п.) остаются самыми актуальными во всех сегментах отобранных текстов. Языковая игра ― основной поэтический прием народной драмы.