Языковая игра в текстах народной драмы
Анастасия Алексеевна Хованская
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2018-04-16
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено приемам
«языковой игры» в народной драме и выполнено в аспекте лингвофольклористики. В работе рассмотрены способы языковой игры, представленные
в трех текстах, извлеченных из сборника А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной
«Народный театр»: «Царь Максимилиан», «Лодка», «Петрушка и цыган». В
результате анализа «аномальной» речи в контексте её эстетических и жанровых
функций в фольклорном театральном дискурсе предлагается квалифицировать её
как языковую игру, один из необходимых
атрибутов народной пьесы.
Тезисы
Интерес к началу
изучения и собирания народных драм в России приходится на XIX в. Язык народной
драмы как особым образом нагруженный эстетическими и прагматическими функциями
речевой феномен практически не исследовался. Основные задачи исследования: дать
квалификацию речевым «аномалиям» в народной драме в контексте теории языковой
игры (ЯИ), рассмотреть способы её проявления на различных языковых уровнях с точки
зрения жанровой специфики отобранных текстов. Материалом послужили три текста народной драмы:
«Царь Максимилиан», «Лодка», «Петрушка и цыган», а также их варианты. Основное
внимание уделяется двум сюжетным компонентам: «Встреча. Представление героев» и
«Завязка». Результатом проделанной работы являются следующие выводы: 1) в
условиях «ограниченной театральности» фольклорных представлений эстетическая
нагруженность речевых аномалий оказывается весьма велика; 2) в обоих эпизодах наиболее
частотны приемы ЯИ на лексическом и стилистическом уровнях (Шел я городом Москвою, увидах я храмину
большую, и сидяша в нем мужи верные, держаша чары вина мерные); 3) в
сюжетном компоненте «Встреча. Представление героев» чаще, чем в компоненте
«Завязка», встречается проявление ЯИ на морфологическом уровне; 4) приемы ЯИ на
фонетическом уровне (Я цыган-дрыган и т. п.) остаются самыми актуальными
во всех сегментах отобранных текстов. Языковая игра ― основной поэтический
прием народной драмы.