Словообразовательные модели абстрактных существительных в трактате Яна Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců»
Мария Андреевна Пономарева
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2018-04-17
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен словообразовательным моделям абстрактных существительных в чешском
памятнике XVI
века.
Основными источниками трактата являются произведения античных авторов и
писателей итальянского Возрождения. В процессе исследования выделяется ряд
словообразовательных моделей и описываются их морфонологические особенности,
дается характеристика словообразовательных типов и мотиваций анализируемых
моделей, выделяются способы словообразования существительных, а также
приводятся некоторые статистические данные.
Тезисы
Трактат
«Řeči a naučení hlubokých mudrců» утраквистского священника и поклонника
Петрарки Яна Чешки (ум. 1551) написан около 1500-го года. В своем произведении
Ян Чешка опирается на идеи античных
авторов (Демокрита, Сократа, Марка Тулия, Цицерона). Но основным источником был
диалог Петрарки «De remediis utriusque fortunae». Текст включает в себя 6
разделов: «О štěstí», «O moudrosti», «O svobodě», «O právem přátelství», «O
majetku», «O péči o obecné dobro». В тексте выделено 57 лексем, относящихся к разряду абстрактных существительных.
Под абстрактными (отвлеченными) существительными понимается лексико-грамматический
разряд существительных, включающий в себя слова, называющие понятия, которые
обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или
носителя признака.
В ходе исследования получено 12 словообразовательных моделей и выделен класс первообразных
абстрактных существительных. Отметим, что словообразовательная модель
рассматривается как понятие более узкое, чем словообразовательный тип. Основываясь на классификации И. С. Улуханова, в данных словообразовательных
моделях можно выделить следующие мотивации: 1) непосредственные (chytrost←chytrý) / опосредствованные
мотивации (nesnadnost←snadný), 2) исходные (drahost←
drahý) 3) регулярные (trápenie
← trápit, povýšení ← povýšit)
/ нерегулярные мотивации (život←žít).
Основываясь на теории чешского лингвиста Милоша Докулила о двучленности ономасиологических
категорий и классификации ономасиологических категорий, все
словообразовательные модели абстрактных существительных данного текста можно
отнести к транспозиционному словообразовательному типу (за исключением
přátelstvie←přítel — модификационный тип). В
ходе анализа словообразовательных моделей были выявлены следующие
морфонологические особенности: чередование (zkušenie
←zkusit), усечение основы (bláznovstvie←bláznivý),
интерфиксация (majetek←mít),
наложение морфем (ctnost←ctnostný).
Основные способы словообразования в данном тексте — суффиксальный (dobrota←dobrý, štědrost←štědrý), префиксальный
(nerozum←rozum, neštěstí← štěstí),
нулевая суффиксация (škoda←škodit, pád←padat).