Шутки-представления в коммуникации антрополога и информанта
Ольга Игоревна Балакерская
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 213
2018-04-18
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Предмет исследования — структура, механизм, сюжет шутки-представления и воплощенные в ней социально-бытовые роли. Мы обращаемся к материалу, полученному в ходе фольклорно-антропологических экспедиций в деревне Бычье Мезенского района Архангельской области. Мы рассматриваем шутку как взаимодействие коммуникантов и реализацию их стратегий поведения. Становясь объектами шутки и участниками шуточного перформанса, мы наблюдали её балансирование на грани вымысла и реальности, фольклора и импровизации.
Тезисы
Наши наблюдения основаны на материале, полученном в ходе
фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ в 2017 г. в деревню Бычье
Мезенского района Архангельской области. Также мы обращаемся к материалам
предшествующих экспедиций СПбГУ.
Объект нашего исследования — шутка-импровизация в деревенской коммуникации, рождающаяся спонтанно, а не заключённая в форму конвенционально закреплённого нарратива (подобно одной из форм частушки, присказки и т. п.). Мы полагаем, что анализ материала, собранного в одной деревне, где участники коммуникации регулярно друг с другом взаимодействуют (или, во всяком случае, знакомы) поможет многосторонне описать шутку как перформанс. Предметом исследования стали структура «шутки-представления»; механизм, заставляющий реципиента «включиться» в «разыгрывание»; сюжет перформанса и особые роли, которые возникают из повседневных отношений. Так, появившиеся в деревне и прежде не приезжавшие студенты превращаются в «женихов» и «невест», а эти роли «вплетаются» в вымышленную историю. Мы видим, как иронично разыгрываются попытки жён «спровадить» мужей на рыбалку и т. д.
Таким образом, «шутка-представление» балансирует на грани вымысла и реальных социально-бытовых отношений, а порой выступает как транслятор скрытых этикой стратегий поведения. Решение вопроса о том, насколько такой смех является импровизацией, а не явлен как «вариация» знакомой участникам дискурса темы, становится более сложным в ситуации «включенного наблюдения» и, соответственно, при «насыщенном описании» перформанса.
Объект нашего исследования — шутка-импровизация в деревенской коммуникации, рождающаяся спонтанно, а не заключённая в форму конвенционально закреплённого нарратива (подобно одной из форм частушки, присказки и т. п.). Мы полагаем, что анализ материала, собранного в одной деревне, где участники коммуникации регулярно друг с другом взаимодействуют (или, во всяком случае, знакомы) поможет многосторонне описать шутку как перформанс. Предметом исследования стали структура «шутки-представления»; механизм, заставляющий реципиента «включиться» в «разыгрывание»; сюжет перформанса и особые роли, которые возникают из повседневных отношений. Так, появившиеся в деревне и прежде не приезжавшие студенты превращаются в «женихов» и «невест», а эти роли «вплетаются» в вымышленную историю. Мы видим, как иронично разыгрываются попытки жён «спровадить» мужей на рыбалку и т. д.
Таким образом, «шутка-представление» балансирует на грани вымысла и реальных социально-бытовых отношений, а порой выступает как транслятор скрытых этикой стратегий поведения. Решение вопроса о том, насколько такой смех является импровизацией, а не явлен как «вариация» знакомой участникам дискурса темы, становится более сложным в ситуации «включенного наблюдения» и, соответственно, при «насыщенном описании» перформанса.