Списки односложных слов для проведения речевой аудиометрии у русскоязычных детей
Юлия Алексеевна Лисицкая
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 184
2018-04-19
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено разработке и апробации таблиц односложных слов для проведения речевой
аудиометрии у детей 5—7 лет, страдающих теми или иными расстройствами слуха. В
ходе исследования были составлены 10 фонетически сбалансированных списков,
каждый из которых содержит 10 слов, знакомых детям исследуемого возраста. Проводится
апробация списков на детях без нарушения слуха, также был проведен предварительный
эксперимент, направленный на выявление односложных существительных, знакомых
детям исследуемого возраста.
Тезисы
Метод
речевой аудиометрии широко используется для первичной оценки сохранности слуха
у взрослых и у детей. Данная методика представляет собой оценку разборчивости
речи в процентах при различных уровнях ее интенсивности и зашумленности: задача
пациентов заключается в прослушивании и точном повторении отдельных слов; врач
при этом отмечает, сколько слов пациент распознал и повторил верно. Наряду с
приборным обеспечением, для проведения речевой аудиометрии необходимы таблицы
слов, в которых будут встречаться все фонемы языка, на материале которого
проводится аудиометрия, а также будет учтена частотность слов, их частеречная
принадлежность и т. п.
Данное
исследование проводится на базе Лаборатории слуха и речи
Научно-исследовательского центра Первого Санкт-Петербургского государственного
медицинского университета им. И. П. Павлова. Таблицы, которыми пользуются
специалисты Лаборатории в настоящее время, были составлены в 1988 г. Многие
слова, которые встречаются в них, являются низкочастотными и вызывают
затруднения даже у взрослых пациентов (например, хорь, сень и т. п.). Для детей подобные таблицы практически
неприменимы.
Целью
исследования является создание таблиц односложных слов для проведения речевой
аудиометрии у детей 5-7 лет.
Для
разработки списков слов, используемых для диагностики нарушений слуха у детей, методом
сплошной выборки из Нового частотного словаря русской
лексики О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова (http://dict.ruslang.ru/freq.php) были отобраны
частотные односложные существительные. Выбранные слова были сопоставлены с
логопедическими минимумами и учебными пособиями для детей целевой возрастной
группы. Кроме того, отобранные слова были предъявлены детям без нарушения слуха,
задача которых заключалась в объяснении значения слов.
По
результатам этого эксперимента были составлены 10 таблиц односложных слов по 10
слов в каждой таким образом, чтобы в каждой таблице было представлено
максимальное разнообразие фонем русского языка. Таблицы прошли первый этап
апробации в Лаборатории слуха и речи Научно-исследовательского центра Первого
Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П.
Павлова. На данном этапе разборчивость большинства слов в эксперименте с детьми
без нарушений слуха превышает 90%. В докладе будет подробно описан процесс
подбора слов, а также проанализированы те слова, которые были распознаны хуже
остальных и, как следствие, заменены по итогам первого этапа апробации.