XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Зузанка» Даниэлы Кролупперовой: девочка в современной чешской детской литературе

Софья Анатольевна Токаревских
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-17
15:20 - 15:35

Ключевые слова, аннотация

Доклад является частью исследования образа девочки в чешской литературе начала XXI века, проводимого на материале нескольких детских книг, изданных в этот период. Анализу с точки зрения гендерного воспитания подвергаются персонажи и ситуации, описанные в книге Даниэлы Кролупперовой (род. 1969, Krolupperová) для младшего школьного возраста «Zuzanka» (2005).

Тезисы

Доклад содержит первые результаты исследования, в котором на материале нескольких произведений детской литературы, опубликованных за последние 20 лет в Чехии, анализируется образ девочки с точки зрения гендерного воспитания.
Появление прозы с девочкой или девушкой в качестве главной героини связано с сентиментальными и воспитательными романами XVIII века. Женщины-писательницы всегда играли важную роль в литературной жизни Чехии, и именно благодаря им литература о женщинах и девушках начинает своё развитие. В истории чешской литературы Элишка Красногорская (1847—1926, Krásnohorská) считается основательницей жанра «dívčí román». Юная читательница наконец могла отождествить себя с героиней, что открывало авторам доступ к назиданию и воспитанию девочек через литературу.
Впоследствии жанр трансформировался под влиянием в том числе исторических событий: так, в военное время воспитательная значимость этих произведений была намного выше. «Dívčí román» подвергался критике, но жанр оставался востребованным, и писатели стали искать новые сюжеты, стараясь избегать клише и стереотипов.
В последнее время чешские исследователи (например, В. Варжейкова (род. 1931, Vařejková) и Н. Зиглова (род. 1944, Sieglová)) предлагают использовать термин «próza s dívčí hrdinkou», что может означать и «dívčí román», и книги для девочек разных возрастов, и прочие понятия, связанные с «девичьим чтением». Таким образом, методологию, с помощью которой уже не раз исследовали «dívčí román», можно применить и к литературе для читателей младшего школьного возраста (7—10 лет). Героиням таких книг в исследованиях не уделяется достаточно внимания — учёные чаще обращаются к героиням подростковых романов.
В данном докладе подвергается анализу книга Даниэлы Кролупперовой (род. 1969, Krolupperová) «Zuzanka», опубликованная впервые в 2005 году и предназначенная для чтения от 7 лет. Уже в аннотации к книге сообщается, что Зузанка «не какая-то хрупкая принцесска», и последующие десять историй убеждают в этом читателя.