Особенности женской антиутопии на примере романа Лорен Оливер «Делириум»
Ольга Сергеевна Дернова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-20
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе предлагается анализ романа-антиутопии Л. Оливер «Делириум» в рамках гендерного литературоведения. Антиутопия, написанная
женщиной, имеет свои особенности по сравнению с «нормативной» мужской
антиутопией, которые проявляются на разных уровнях произведения: в его тематике
и проблематике, образном строе, композиции, на стилевом уровне и др. В результате проведённого анализа делается вывод,
что, хотя жанр антиутопии модифицируется, он сохраняет свои ключевые
признаки. Женская антиутопия позволяет по-иному взглянуть на проблему
трагического существования человека в несовершенном мире.
Тезисы
Исследуя
жанр антиутопии, теоретики чаще всего обращаются к его классическим примерам,
созданным авторами-мужчинами. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы
на материале романа Л. Оливер (Oliver, род. 1982) «Делириум» («Delirium») выявить особенности антиутопии,
созданной женщиной. Задачами исследования стало изучение основных концепций и подходов к анализу
художественного произведения в рамках феминистской литературной критики и
гендерного литературоведения и осуществление гендерного анализа романа «Делириум»
на их основе.
В ходе анализа было установлено, что ключевые признаки жанра сохраняются и в женской антиутопии: изображение политической, экономической, социальной структуры общества, его идеологии и многочисленных форм контроля человека со стороны государства. Сохраняется присущий антиутопии хронотоп, обозначается конфликт общества и государства, поднимаются темы счастья и свободы. При этом были выявлены и некоторые особенности женской антиутопии, которые отличают её от общепринятой, «нормативной», или мужской. Во-первых, в романе по-иному организована гендерная структура общества, которая поворачивается лицом к феминному доминированию. Во-вторых, на место главной героини становится женщина, поэтому в романе читатель находит отражение женского опыта, сознания, психики, то есть то, чего обычно нет в антиутопиях, написанных мужчинами. В-третьих, женской антиутопии присущ особый стиль, он отличается множеством повторений, перечислений, хаотичностью, звукоподражательностью, эллиптичностью, диалогичностью.
Итак, антиутопия, написанная женщиной, сохраняет основные признаки жанра, однако модифицирует их. Она, с одной стороны, наследует традицию маскулинного дискурса, с другой — заключает в себе иной, феминный дискурс, а значит, открывает для читателя новые горизонты жанра.
В ходе анализа было установлено, что ключевые признаки жанра сохраняются и в женской антиутопии: изображение политической, экономической, социальной структуры общества, его идеологии и многочисленных форм контроля человека со стороны государства. Сохраняется присущий антиутопии хронотоп, обозначается конфликт общества и государства, поднимаются темы счастья и свободы. При этом были выявлены и некоторые особенности женской антиутопии, которые отличают её от общепринятой, «нормативной», или мужской. Во-первых, в романе по-иному организована гендерная структура общества, которая поворачивается лицом к феминному доминированию. Во-вторых, на место главной героини становится женщина, поэтому в романе читатель находит отражение женского опыта, сознания, психики, то есть то, чего обычно нет в антиутопиях, написанных мужчинами. В-третьих, женской антиутопии присущ особый стиль, он отличается множеством повторений, перечислений, хаотичностью, звукоподражательностью, эллиптичностью, диалогичностью.
Итак, антиутопия, написанная женщиной, сохраняет основные признаки жанра, однако модифицирует их. Она, с одной стороны, наследует традицию маскулинного дискурса, с другой — заключает в себе иной, феминный дискурс, а значит, открывает для читателя новые горизонты жанра.