XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Морфологическая редукция категорий глагола в речи детей-билингвов

Анастасия Андреевна Иваненко
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 184
2018-04-19
13:15 - 13:35

Ключевые слова, аннотация

В докладе описаны ошибки, которые совершают дети-билингвы при употреблении глагольных форм. На материале данных живой речи рассматриваются различные виды морфологической редукции грамматических категорий глагола. Делается вывод об иерархии этих категорий в русском языке.

Тезисы

В докладе рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются дети-билингвы при усвоении глаголов русского языка. Как известно, именные части речи дети усваивают гораздо быстрее (D. Getner). Чтобы правильно употребить глагол в речи, ребёнку необходимо уметь распознавать действие как с концептуальной точки зрения — осознавать семантические компоненты, так и с собственно языковой — понимать, как кодируются в языке компоненты значения.
Для ребенка-билингва продуцирование глаголов является еще более сложной задачей. Он осваивает одновременно две языковые системы, в которых семантические компоненты действия могут находить разные языковые воплощения. Естественной реакцией на это является появление морфологической редукции. Под этим термином мы понимаем стратегию усвоения языка, при которой наблюдается опрощение грамматических категорий в ходе употребления словоформы.
В рамках данного исследования мы рассмотрели редукцию морфологических категорий (МК) глагола в нарративах билингва. Информантом является девочка 6 лет, находящаяся в русскоязычной среде с октября 2017 г. Родным языком является испанский. С родителями коммуникация проходит на родном языке, с бабушкой — на русском. Ребенок посещает русскоязычный детский сад. Материал исследования представлен видеозаписями устной звучащей речи. Их общая длительность составляет 68 минут. В качестве стимулов выступили 3 русских мультфильма, доминирующую роль в которых занимает акциональный компонент.
Примеры морфологической редукции были изучены с опорой на классификацию С. Н. Цейтлин. В ходе анализа примеры были распределены на группы согласно разным видам редукции:
1) полная редукция МК: когда я не знаю / бабушка мне поможет; медвел когда видел мышку / звонил  ошибки в аспектуальной характеристике. Медвед проснулс / повесил ёлку — утрата переходности;
2) редукция одной граммемы МК: при употреблении глаголов в прошедшем времени информант использует формы мужского и женского рода, средний род утрачен;
3) устранение вариативности способов выражения МК: они строют / чтобы слоны не ушли  унификация глагольного спряжения;
4) унификация основ: Он хотел взять мышку / но он не могул  единообразное выражения форм глагола прошедшего времени мужского рода для разных типов основ;
5) устранение периферийных компонентов значения: а у меня вчера зубы упали — генерализация выражения идеи движения по вертикали;
6) утрата структурных функций граммем: звонил и кричал телефони  утрата аккузатива.
Полученные примеры «отрицательного языкового материала» позволяют посмотреть на систему русского языка под новым углом, выявить иерархию МК, определить центральные явления грамматики и отделить их от периферийных. В ходе исследования также установлено, что редукции подвергаются периферийные грамматические явления.