XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Влияние типа шрифта на распознавание графического облика слова

Иван Андреевич Шкурко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 184
2018-04-19
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — выявить, как выбранный тип шрифта влияет на скорость распознавания слова, напечатанного этим шрифтом вне контекста. В процессе исследования проводится эксперимент на лексическое решение: испытуемому показывается последовательность букв на экране компьютера, ему предлагается решить, является ли данная последовательность словом русского языка. В эксперименте используются реальные слова и псевдослова, полученные из реальных заменой буквы в середине слова. В процессе эксперимента измеряется скорость ответа испытуемого, а также учитывается процент ошибок.

Тезисы

Постановка проблемы: в результате работы группы исследователей и специалистов по разработке шрифтов из Санкт-Петербурга был разработан специальный шрифт для людей с нарушениями чтения (дислексиков), в котором учитывается сложность букв. Для проверки его эффективности требуется проведение тестирования этого шрифта и сравнения его с другим стандартным шрифтом (Verdana).
Цель исследования — выявить, каким образом выбранный тип шрифта влияет на скорость распознавания слова, напечатанного этим типом шрифта вне контекста.
Задачи исследования:
1. Подбор стимулов, подходящих под условия эксперимента.
2. Проведение эксперимента, направленного на тестирование двух типов шрифта: шрифт, разработанный для дислексиков, и шрифт Verdana — и сравнение влияния типа шрифта на распознавание слова.
3. Анализ полученных данных, выводы.
Для эксперимента были отобраны существительные русского языка длиной 6-8 букв и частотностью меньше 5 ipm.
Для подбора стимулов были использованы матрицы схожести букв, разработанные С. В. Алексеевой при сопоставлении ошибок распознавания букв. С их помощью было выявлено, с какими буквами чаще всего путается каждая буква алфавита, для того чтобы при создании псевдослова из существующего слова заменять исходную букву на наиболее (и наименее) визуально похожую.
Для тестирования будет проведён эксперимент на лексическое решение: испытуемому, находящемуся в тихой комнате, на экране компьютера показывается последовательность букв. Испытуемый должен решить, является ли последовательность букв словом русского языка, и нажать определённую кнопку на клавиатуре, соответствующую его ответу. Стимулы принадлежат к следующим категориям: существующее слово в шрифте для дислексиков; псевдослово в шрифте для дислексиков, полученное из существующего слова заменой одной буквы в центре слова на визуально похожую букву; псевдослово в шрифте для дислексиков, полученное из существующего слова заменой одной буквы в центре слова на визуально НЕпохожую букву; существующее слово в шрифте Verdana; псевдослово в шрифте Verdana, полученное из существующего слова заменой одной буквы в центре слова на визуально похожую букву; псевдослово в шрифте Verdana, полученное из существующего слова заменой одной буквы в центре слова на визуально НЕпохожую букву. В процессе эксперимента замеряется скорость ответа испытуемого, а также учитывается процент ошибок.
Ожидается, что слова, напечатанные шрифтом для дислексиков, будут распознаваться быстрее и с меньшим процентом ошибок, чем слова, напечатанные одним из стандартных шрифтов (Verdana).
В случае подтверждения эффективности шрифта, разработанного для дислексиков, этот шрифт может быть использован в учебных целях для облегчения формирования навыка чтения у детей.