Принцип зеркальности в системе персонажей: женские образы новеллы Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»
Вероника Арменовна Саргсян
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается новелла Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» («Der Sandmann»), опубликованная в 1817 году и открывающая сборник рассказов «Ночные этюды» («Nachtstücke»). Одним из элементов художественного своеобразия новеллы является принцип зеркальности, реализующийся в системе персонажей. Особое внимание в докладе будет уделено женским образам, сложно соотносящимся друг с другом.
Тезисы
Знаменитый романтик Э. Т. А. Гофман был одним из самых значительных представителей мировой литературы, обратившихся к принципу двойничества как системообразующему началу в произведениях. Именно эта особенность позволила писателю оказать существенное влияние на художественное творчество последующего времени. Сопоставление Клары и Олимпии помогает увидеть, как принцип зеркальности реализуется в новелле «Песочный человек» («Der Sandmann»), обнаруживаясь на разных уровнях — поверхностных и глубинных. При ближайшем рассмотрении очевидное противопоставление центральных женских фигур оказывается лишь оболочкой, скрывающей их принципиальное сходство. Таким образом, с помощью повествовательной стратегии Гофману удается выстроить основу для создания внутреннего напряжения, определяющего особенности главного героя, Натанаэля.
Удивительное сближение разных явлений в пределах одного произведения делает художественный мир Гофмана ещё более зыбким, бесконечно рождающим сомнения. Так в характерном романтическом двоемирии обнаруживаются новые грани, высвечивая своеобразные черты, присущие лишь наследию Гофмана.
Удивительное сближение разных явлений в пределах одного произведения делает художественный мир Гофмана ещё более зыбким, бесконечно рождающим сомнения. Так в характерном романтическом двоемирии обнаруживаются новые грани, высвечивая своеобразные черты, присущие лишь наследию Гофмана.