XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Толкование первой главы книги Иезекииля в «Макарьевском корпусе»

Александр Климович Цой
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра библеистики
2018-04-17
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается экзегеза видения пророка Иезекииля в «Макарьевском корпусе», которая сопоставляется со смыслом и значением этого видения в оригинале книги Иезекииля. Интерпретация «Макарьевского корпуса» является ярким примером аллегорического толкования Библии, которое способствует формированию богословских представлений у родоначальников христианской аскетической литературы IV в.    

Тезисы

IV в. н. э. в истории христианства характеризуется возникновением монашества, а в патристической литературе, — появлением произведений, проблематика которых сосредоточена на раскрытии проблемы сотериологии по отношению к отдельному человеку. Созданный в это время «Макарьевский корпус» является, наряду с «Практиконом» Евагрия Понтийского и «Аскетиконом» Исаии Скитского, классикой христианской аскетической литературы. Именно в этих творениях заложены основные богословские идеи и образы, которые впоследствии нашли свое развитие и осмысление в восточной монашеской традиции и поздневизантийском богословии. «Макарьевский корпус» насыщен цитатами и аллюзиями на библейские места, которые толкуются, в основном, аллегорически и используются для иллюстрации и подтверждения аскетических идей автора. На сегодняшний день существует четыре типа сборника из слов и посланий «Макарьевского корпуса», которые отличаются различной последовательностью и количеством вошедших в них частей. По мнению некоторых исследователей, при жизни автора его произведения существовали лишь в несистемном виде, и все типы сборников были сформированы уже после его смерти в разное время по разным принципам. Самым распространенным и доступным из четырех типов сборников для отечественного читателя является русский перевод собрания второго типа, изданный в МДА в 1852 году. Его композиция обладает наибольшей стройностью и единством, и использует в качестве введения гомилию с толкованием видения пророка из первой главы книги Иезекииля. Именно она является лейтмотивом всего корпуса. В самой пророческой книге это видение также играет роль пролога, вводящего в основную проблематику всей книги. В докладе рассматривается значение видения в книге Иезекииля и экзегеза этого отрывка в гомилии «Макарьевского корпуса».