Реминисценция идеи Чистой Формы Станислава Игнация Виткевича в кинематографе Питера Гринуэя
Попова Александра
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
ауд. 129
2018-04-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе приводятся
результаты исследования кинематографа П. Гринуэя с точки зрения идеи Чистой
Формы С. И. Виткевича, которая предполагает понимание произведения искусства как
единства его разрозненных элементов в их множестве, заключённое в определённую
конструкцию формы. Анализ специфики идеи Чистой Формы Виткевича и положений о
природе истинного кино Гринуэя позволяет сформулировать принципы построения экспериментального
кино, нацеленного на введение зрителя в исключительное состояние чувственного
постижения тайны Бытия.
Тезисы
Идея Чистой Формы — сформулированная польским художником,
драматургом, философом С. И. Виткевичем (1885–1939, Witkiewicz) в
10-20-х гг. XX
в. концепция создания театральной пьесы, которая основывается на том, что сущностью драматургического произведения является форма, т. е. то, что приводит множество
разрозненных элементов в единство.
В докладе обобщаются результаты исследования специфики использования идеи Чистой Формы в фильмах П. Гринуэя (род. 1942, Greenaway). В ходе исследования были выявлены основные принципы идеи Чистой Формы Виткевича, а также определены положения построения драматургии и создания образа в фильмах Гринуэя.
Идея Чистой Формы предполагает освобождение от рамок жизненного смысла и житейской логики, использование абсурда, демонстративное художественное нарушение правдоподобия (т. н. вторичная условность), использование гротескного алогизма, особую организацию речевого текста с использованием языковой игры, а также выстраивание системы персонажей, которые находятся в постоянном метафизическом поиске истины и никогда её не находят.
Гринуэй, являясь (как и Виткевич) в первую очередь художником, при конструировании своих фильмов ориентируется исключительно на их художественную форму, освобождая себя от обязанности создавать гарантированно финансово успешные фильмы для массового развлечения. Позиция Гринуэя в вопросе природы истинного кино во многих аспектах пересекается с принципами идеи Чистой Формы Виткевича. Гринуэй утверждает, что кино должно быть экспериментальным и размышляющим, оно должно стремиться к воздействию через интеллект, а не только к установлению эмоционального контакта со зрителем. По его мнению, при создании кинопроизведения не следует пытаться копировать реальность, а форме и композиции необходимо уделять не меньше внимания, чем содержанию. Это находит отражение в его кинематографических работах.
Гринуэй подчиняет структуру своих фильмов различным формам каталогизации: алфавитной, календарной, числовой. За визуальную основу фильмов он берёт образный мир того или иного европейского живописца. При этом материал живописи используется не только как фон для сюжета фильма, он также передаёт импульс его смысловому содержанию и характеру действия.
Как правило, сюжет фильмов Гринуэя не даёт никакого представления об их идейном содержании и не имеет художественной ценности сам по себе, в отрыве от общей формы. Для понимания фильма необходимо целостное восприятие всех элементов его конструкции в единстве.
Исследование показало, что идея Чистой Формы Виткевича не только может быть использована для создания современных кинопроизведений, но уже успешно эксплицируется в фильмах ведущих кинематографистов.
В докладе обобщаются результаты исследования специфики использования идеи Чистой Формы в фильмах П. Гринуэя (род. 1942, Greenaway). В ходе исследования были выявлены основные принципы идеи Чистой Формы Виткевича, а также определены положения построения драматургии и создания образа в фильмах Гринуэя.
Идея Чистой Формы предполагает освобождение от рамок жизненного смысла и житейской логики, использование абсурда, демонстративное художественное нарушение правдоподобия (т. н. вторичная условность), использование гротескного алогизма, особую организацию речевого текста с использованием языковой игры, а также выстраивание системы персонажей, которые находятся в постоянном метафизическом поиске истины и никогда её не находят.
Гринуэй, являясь (как и Виткевич) в первую очередь художником, при конструировании своих фильмов ориентируется исключительно на их художественную форму, освобождая себя от обязанности создавать гарантированно финансово успешные фильмы для массового развлечения. Позиция Гринуэя в вопросе природы истинного кино во многих аспектах пересекается с принципами идеи Чистой Формы Виткевича. Гринуэй утверждает, что кино должно быть экспериментальным и размышляющим, оно должно стремиться к воздействию через интеллект, а не только к установлению эмоционального контакта со зрителем. По его мнению, при создании кинопроизведения не следует пытаться копировать реальность, а форме и композиции необходимо уделять не меньше внимания, чем содержанию. Это находит отражение в его кинематографических работах.
Гринуэй подчиняет структуру своих фильмов различным формам каталогизации: алфавитной, календарной, числовой. За визуальную основу фильмов он берёт образный мир того или иного европейского живописца. При этом материал живописи используется не только как фон для сюжета фильма, он также передаёт импульс его смысловому содержанию и характеру действия.
Как правило, сюжет фильмов Гринуэя не даёт никакого представления об их идейном содержании и не имеет художественной ценности сам по себе, в отрыве от общей формы. Для понимания фильма необходимо целостное восприятие всех элементов его конструкции в единстве.
Исследование показало, что идея Чистой Формы Виткевича не только может быть использована для создания современных кинопроизведений, но уже успешно эксплицируется в фильмах ведущих кинематографистов.