Семантическое поле «состояние» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Софья Валерьевна Королевская
Докладчик
студент 3 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
ауд. 171
2018-04-17
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В современной науке
лингвистами рассмотрено немалое количество семантических полей и групп, описывающих состояние
природы и человека. Данный вид исследования не теряет актуальности. В докладе рассматриваются особенности семантического поля «состояние»
в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», взаимодействие состояний природы
и человека, выделяется специфика изображения персонажей в произведении русской классики.
Тезисы
Семантическое поле — совокупность языковых
единиц, объединенных общим (интегральным) признаком. Единицы разных
семантических полей обязательно связаны системными семантическими отношениями. Особый
интерес представляют поля, лексические единицы которых способны раскрыть
языковую картину мира, отраженную в произведении писателем.
Поле «состояние» включает в себя
лексические единицы, выражающие его в своей семантике. Их исследование и
является целью нашей работы. Материалом исследования послужил текст романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Большинство выявленных контекстов, описывающих состояние природы, соответствует состоянию человека и способно оказывать влияние как положительно, так и отрицательно. В работе рассматриваются состояния человека и природы.
(1) / В саду пел соловей свою последнюю, предрассветную песнь /-/ Лаврецкий вспомнил, что и у Калитиных в саду пел соловей…/
Природные явления в этом контексте — соловей. Предрассветная песнь предшествует состоянию приятных воспоминаний главного героя. Данный пример демонстрирует положительное единство природы и внутреннего мира героя.
(2) / Недели две как стояла засуха / — / Русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства /.
Эмоциональное состояние — скорбь, скорбные чувства вызваны природным явлением — засухой. Засуха выступает в роли символа увядших чувств. Тесная связь состояний природы и человека представлена в этом контексте.
(3) / Сквозь дружное, назойливо жалобное жужжание мух раздаётся гуденье толстого шмеля…/ — / Ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного налёта /.
Оживленное состояние природы: назойливо жалобное жужжание мух, гуденье шмеля, полет ласточек — выступает в единстве с душевным состоянием героя, но это единство влечёт за собой состояние печали.
(4) / Звёзды исчезали в каком-то светлом дыме / неполный месяц блестел твердым блеском / свет его разливался голубым потоком по небу… / — / Лаврецкий наслаждался и радовался своему наслаждению /.
Всё увиденное Лаврецким: исчезнувшие звёзды, блеск месяца, голубое свечение по небу — вызывает чувство радости, состояние наслаждения. Состояние природы тождественно состоянию героя. В описании природы участвуют как сами природные явления (месяц, луна, засуха), так и живые существа (насекомые, птицы, растительность), которые, с одной стороны, вызывают положительные ассоциации у главных героев, а с другой — неудовольствие, сомнение. С помощью картин природы удаётся выявить многогранность состояний человеческой натуры и раскрыть индивидуальные особенности каждого из персонажей.
(1) / В саду пел соловей свою последнюю, предрассветную песнь /-/ Лаврецкий вспомнил, что и у Калитиных в саду пел соловей…/
Природные явления в этом контексте — соловей. Предрассветная песнь предшествует состоянию приятных воспоминаний главного героя. Данный пример демонстрирует положительное единство природы и внутреннего мира героя.
(2) / Недели две как стояла засуха / — / Русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства /.
Эмоциональное состояние — скорбь, скорбные чувства вызваны природным явлением — засухой. Засуха выступает в роли символа увядших чувств. Тесная связь состояний природы и человека представлена в этом контексте.
(3) / Сквозь дружное, назойливо жалобное жужжание мух раздаётся гуденье толстого шмеля…/ — / Ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного налёта /.
Оживленное состояние природы: назойливо жалобное жужжание мух, гуденье шмеля, полет ласточек — выступает в единстве с душевным состоянием героя, но это единство влечёт за собой состояние печали.
(4) / Звёзды исчезали в каком-то светлом дыме / неполный месяц блестел твердым блеском / свет его разливался голубым потоком по небу… / — / Лаврецкий наслаждался и радовался своему наслаждению /.
Всё увиденное Лаврецким: исчезнувшие звёзды, блеск месяца, голубое свечение по небу — вызывает чувство радости, состояние наслаждения. Состояние природы тождественно состоянию героя. В описании природы участвуют как сами природные явления (месяц, луна, засуха), так и живые существа (насекомые, птицы, растительность), которые, с одной стороны, вызывают положительные ассоциации у главных героев, а с другой — неудовольствие, сомнение. С помощью картин природы удаётся выявить многогранность состояний человеческой натуры и раскрыть индивидуальные особенности каждого из персонажей.