«Музыка души» в творчестве Николауса Ленау
Анастасия Константиновна Голованова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале стихотворений («Почтовый рожок»,
«Почтальон», «Эхо», «Звук родины», «Земляк», «Бюст Бетховена», «Моей гитаре», «Три
цыгана») и
стихотворных циклов («Прогулка в горах», «Песни в
камышах») Н. Ленау рассматривается его представление о трансмузыкальном,
о «музыке души». Установлена
связь Ленау с романтической традицией в отождествлении души и мелодии, человека
и музыкального инструмента, а также своеобразие в разработке темы, характерное
для Ленау как поэта «мировой скорби».
Тезисы
20-40-е годы XIX в. —
время, когда в сложных, полемических отношениях с немецкой традицией
складывается австрийская литература, и яркое явление в лирике этого периода —
творчество
Н. Ленау (1802—1850, Lenau). Поэзия Ленау пропитана
музыкальной тематикой и проблематикой. Ее мелодический характер и при жизни
поэта, и после его смерти вдохновлял многих композиторов, переложивших большинство
его стихотворений на музыку.
В работе анализируется представление Ленау о «музыке души» на материале стихотворений «Почтовый рожок» («Das Posthorn»), «Почтальон» («Der Postillion»), «Эхо» («Nachhall»), «Звук родины» («Heimatklang»), «Земляк» («Ein Heimatbruder!»), «Бюст Бетховена» («Beethovens Büste»), «Моей гитаре» («An meine Guitarre»), «Три цыгана» («Die drei Zigeuner»), циклов «Песни в камышах» («Schilflieder») и «Прогулка в горах» («Wanderung im Gebirge»).
Ленау разделял представление романтиков о музыке как о высшем искусстве, способном выразить человеческую душу точнее и полнее, чем слова. С каждым человеком связывается мелодия, особое звучание — устанавливается романтическое тождество души и песни, души и музыкального инструмента. Через музыку человек соединяется с гармонией мира, поэтому умолкание песни приравнивается к смерти. Но с помощью музыки возможно и преодоление смерти, например, через мелодию, которую исполняют снова и снова. Голос умершего, который слышит лирический герой, пробуждает воспоминание о человеке. Смерть преодолевается вместе с преодолением времени — музыка ведет к детству, родине, раю, к потерянному и невозвратимому. Однако окончательная победа над смертью для Ленау как для поэта «мировой скорби» невозможна — мелодия затихает, и герой чувствует себя обманутым и одиноким.
В работе анализируется представление Ленау о «музыке души» на материале стихотворений «Почтовый рожок» («Das Posthorn»), «Почтальон» («Der Postillion»), «Эхо» («Nachhall»), «Звук родины» («Heimatklang»), «Земляк» («Ein Heimatbruder!»), «Бюст Бетховена» («Beethovens Büste»), «Моей гитаре» («An meine Guitarre»), «Три цыгана» («Die drei Zigeuner»), циклов «Песни в камышах» («Schilflieder») и «Прогулка в горах» («Wanderung im Gebirge»).
Ленау разделял представление романтиков о музыке как о высшем искусстве, способном выразить человеческую душу точнее и полнее, чем слова. С каждым человеком связывается мелодия, особое звучание — устанавливается романтическое тождество души и песни, души и музыкального инструмента. Через музыку человек соединяется с гармонией мира, поэтому умолкание песни приравнивается к смерти. Но с помощью музыки возможно и преодоление смерти, например, через мелодию, которую исполняют снова и снова. Голос умершего, который слышит лирический герой, пробуждает воспоминание о человеке. Смерть преодолевается вместе с преодолением времени — музыка ведет к детству, родине, раю, к потерянному и невозвратимому. Однако окончательная победа над смертью для Ленау как для поэта «мировой скорби» невозможна — мелодия затихает, и герой чувствует себя обманутым и одиноким.