«Орлеанская дева» Фридриха Шиллера: к проблеме жанровой трансформации исторической драмы
Екатерина Алексеевна Шиханова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён исследованию жанровой специфики
«Орлеанской девы» Ф. Шиллера, написанной в пору Веймарского классицизма. Ориентируясь на данном этапе творчества на
классицистскую традицию, Шиллер при
создании этой «исторической драмы» берет за основу сведения о Жанне
легендарного характера, обращается к элементам волшебной сказки, пасторали, а также мифологическим, библейским и апокрифическим образам и мотивам. Своему произведению Шиллер дает подзаголовок «романтическая трагедия», указывая и на развитие жанра, и на усложнение драматического характера главной героини.
Тезисы
В 1801 г. Ф. Шиллер пишет «Орлеанскую деву», одно из своих важнейших
драматических произведений, которое как в XIX в., так и сегодня очень часто исполняется на театральной сцене. Эта пьеса — одна из «исторических драм» поэта, появлявшихся на
разных этапах его творчества. В пору Веймарского классицизма Шиллер, давно уже
отошедший от традиций «Бури и натиска», ориентируется на античность, на строгие
каноны классицистского театра, однако в «Орлеанской деве» явно прослеживается стремление
автора к жанровому обновлению, которое осуществляется во многом за счет «generae mixta». Это отклонение от традиции задается уже названием:
Шиллер снабжает пьесу подзаголовком «романтическая трагедия».
В основе сюжета лежат события времен Столетней войны, связанные с именем Жанны д’Арк. Однако Шиллер, тщательно изучивший хроники и документы, относящиеся к двум судебным процессам над «спасительницей Франции», при создании произведения в основном опирается на «миф о Жанне». Таким образом, большинство фактов в «исторической драме» подменяется легендой. Кроме того, в пьесе возникают элементы волшебной сказки, в том числе романтической, отголоски пасторали, а также мифологические, библейские и апокрифические образы и мотивы. Эти литературные и внелитературные наслоения перестраивают текст, образуя новые сюжетные линии, по-иному расставляя акценты в существовавших событийных связях и отношениях между персонажами. Житийная и сказочная модели построения текста, сбивающие классицистскую сюжетную канву, а также явная ориентация на эсхатологический миф делают невозможной «историческую» развязку.
В результате этих сюжетных и образных изменений происходит и перестройка драматического характера героини, он романтизируется. Эта романтизация обнаруживается в повышенном интересе к миру её чувств, раскрывающемуся во взаимодействии многочисленных полупризрачных «двойников» героини из разных художественных миров.
В основе сюжета лежат события времен Столетней войны, связанные с именем Жанны д’Арк. Однако Шиллер, тщательно изучивший хроники и документы, относящиеся к двум судебным процессам над «спасительницей Франции», при создании произведения в основном опирается на «миф о Жанне». Таким образом, большинство фактов в «исторической драме» подменяется легендой. Кроме того, в пьесе возникают элементы волшебной сказки, в том числе романтической, отголоски пасторали, а также мифологические, библейские и апокрифические образы и мотивы. Эти литературные и внелитературные наслоения перестраивают текст, образуя новые сюжетные линии, по-иному расставляя акценты в существовавших событийных связях и отношениях между персонажами. Житийная и сказочная модели построения текста, сбивающие классицистскую сюжетную канву, а также явная ориентация на эсхатологический миф делают невозможной «историческую» развязку.
В результате этих сюжетных и образных изменений происходит и перестройка драматического характера героини, он романтизируется. Эта романтизация обнаруживается в повышенном интересе к миру её чувств, раскрывающемуся во взаимодействии многочисленных полупризрачных «двойников» героини из разных художественных миров.