Концепт «добро» в современном русском языковом сознании
Ольга Олеговна Секиро
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2018-04-16
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад представляет собой
изложение результатов анализа концепта «добро» (на
материале опросов, проведенных среди
студентов студентов 4 курса и магистрантов
филологического факультета СПбГУ в
декабре 2016 г. и январе 2018 г.).
Ход исследования основан
на алгоритме, предложенном В. В. Колесовым.
В рамках данного подхода
концепт анализируется и с логической,
и с лингвистической позиций. В
исследовании была учтена
специфика концепта «добро» как входящего
в состав категории «благо» и было получено
актуальное наполнение
данного концепта.
Тезисы
Теоретической базой исследования
послужила концепция В. В. Колесова и
Кемеровской школы концептуальных
исследований. Предложенный ход
исследования опирается
на данный подход, в рамках которого концепт понимается как исходный смысл,
словесно явленный в своих содержательных
формах: образе, понятии и символе.
Целью исследования является
определение содержательных форм концепта «добро» в языковом сознании современных
студентов. Материалом послужил
опрос, проведённый среди
студентов 4 курса и магистрантов
филологического факультета СПбГУ в
декабре 2016 г. и январе 2018 г.
Ход исследования представляют
следующие задачи, которые были решены
в соответствии с поставленной целью:
1. Определение объема понятия
концепта (денотатов) путём построения
семантических констант, включающих
четыре компонента, которые
соответствуют пониманию
концепта в единстве логического и
лингвистического: условие соответствует
лингвистическому образу, причина —
понятию, цель — символу, основание —
концептуму. Компоненты выделяются путём
редукции высказываний (предикатов,
определяющих «добро») на
основе анализа семантики ответов
информантов. Полученный
материал адекватен анализу: каждый
вопрос ориентировал информанта на
ответ, семантически
представляющий собой один
из компонентов. Данный этап включил
также анализ несоответствия семантики
ответов предложенным
вопросам.
2. Выявление инвариантных
денотатов; построение
инвариантной семантической константы.
3. Определение содержания
понятия концепта (десигнатов) путём
классификации эпитетов-прилагательных
по четырём типам: типичные, глубинные,
интенсивные и длительные.
4. Составление образных понятий
в результате совмещения полученных
десигнатов и денотатов.
5. Формулирование
итоговых ментальных формул, включающих
образные понятия.
6. Сопоставление полученных
толкований со словарными определениями
(толковые и философские словари).
7. Определение этимологического
первосмысла на материале
исторических и этимологических словарей
с последующим выводом о сохранении/несохранении
первичных значений.
8. Идентификация концепта на
основе всех проанализированных
компонентов; вывод о современном
семантическом наполнении данного
концепта.