Коммуникативная интенция речевых реплик согласия
Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
студент 3 курса
Владимирский государственный университет
Владимирский государственный университет
ауд. 201
2018-04-16
17:50 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен актуальным вопросам феноменов
интенции и интенциональности, связанных с актами согласия и их применению в
диалогической речи в целях создания характеристики персонажей в драматургии А.
Н. Островского, а также систематизации данных интенций. Результаты исследования
выявляют особенности творческой манеры автора и богатство разговорного слога в
свете интенциональных свойств речи.
Тезисы
Современная лингвистика
перешла к изучению языка в действии. Наблюдается
оживление интереса к живой диалогической речи и феномену интенции. В этой связи
интересны наблюдения над диалогической речью, максимально приближенной к
разговорной.
Употребление в речи высказываний со значением согласия
является репликами-реакциями на побуждение адресанта высказать свое мнение
(согласиться/не согласиться с мнением оппонента) ― иначе, связано с интенциями
адресанта. Речевая (коммуникативная) интенция ― это намерение
осуществить речевой акт. Согласие связано с психологией, жизненной позицией,
возрастной группой, менталитетом, внутренним состоянием и сиюминутным настроением говорящего. Исследование языковых значений в их отношении к речевому
смыслу соотносится с понятием интенциональности ― связи языковых значений с намерениями говорящего, с коммуникативными целями
речемыслительной деятельности.
В психологии речи интенция понимается как первый этап порождения
высказывания (А. А. Леонтьев). За нею следуют мотив, внутреннее проговаривание и
реализация.
Речевые
акты можно разделить на иллокутивно
независимые, в которых ведущей является интенция самого говорящего, и иллокутивно зависимые, иллокутивное
назначение которых целиком определяется контекстом или предыдущими репликами в
диалоге. Иначе говоря, в речевом общении обнаруживается изначальная интенция
инициатора речевого акта и вторичная интенция, которая возникает под влиянием
ситуации. Говорящий/пишущий по собственному усмотрению или под давлением
ситуации может изменить свое речевое намерение в ходе общения, внести в него
серьезные коррективы.
Состояние
интенции присуще каждому драматическому герою, потому можно дать классификацию
намерений, побуждений героев в драматургии Островского в зависимости от
характера самого намерения и согласия, в котором оно выражается (полное
согласие, неполное и согласие-отрицание):
Большой: Все
единственно: ведь портной украдет же. А? Украдет ведь?
Рисположенский: Украдет,
Самсон Силыч, беспременно, мошенник, украдет.
Обнаруживаем,
как интенция отвечающего персонажа рисует его характер: интенциональность в
данном случае положительная; герой действительно согласен со своим оппонентом,
хоть и выражает свое согласие репликой с отрицательной коннотацией.
Согласие
не есть простой ответ «да», и Островский делает акцент на эмоциональности
героев в своих репликах. Значительную роль в экспликации намерений играют
лингвистические средства (от собственных значений и переносных значений
отдельных слов до особенной интонации). Важна
ситуация, в которую вовлечен и в которой действует герой. Эти ситуации
возникают вольно и невольно ― герой не всегда хочет оказаться там, где он есть,
поэтому ему приходится играть ту роль, которой он считает необходимым
придерживаться.