Бахтин для самых маленьких: особенности проявления карнавальной культуры в текстах А. Алексина «В стране вечных каникул» и С. Михалкова «Праздник непослушания»
Антон Дмитриевич Залозный
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 171
2018-04-20
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу особенностей функционирования феномена карнавала, описанного М. Бахтиным, в советской детской литературе конца 60-х
— начала 70-х гг., с целью отследить его влияние на внутритекстовые процессы и возможное последующее развитие в отечественной литературе, а также когнитивный отклик читателя-ребёнка. В качестве объекта исследования отобраны тексты А. Алексина «В стране вечных каникул» и С. Михалкова «Праздник непослушания» как наиболее эксплицитно отображающие хаотично-карнавальную культуру и реакцию наивного сознания на неё.
Тезисы
Цель нашего исследования — вскрыть особенности
проявления карнавальной культуры в детской литературе советского периода конца
60-х – начала 70-х гг на примере текстов «Праздник непослушания» С. Михалкова и
«В стране вечных каникул» А. Алексина. Карнавализация в детской литературе СССР
представляет собой интересный и малоизученный процесс, имеющий существенные
отличия от карнавальной культуры как таковой и требующий подробного анализа,
актуальность которого обусловливается растущим исследовательским интересом
научного филологического сообщества к детской литературе в принципе. В связи с
малой изученностью феномена карнавала применительно к детской литературе мы
анализируем вышеназванные тексты с использованием
сравнительно-сопоставительного, типологического и структурного методов и опорой на труд М.
Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», а также ряд литературоведческих и культурологических работ, посвящённых карнавальной
культуре СССР (Е. А. Иваньшина, Д. Зеверт и др.).
Детская литература в СССР середины XX в. в условиях государственной политики того времени становится полем деятельности многих литераторов и за счёт как большей свободы (относительно т. н. «взрослой» литературы), так и особых принципов функционирования, позволяет поместить в себя многие общекультурные явления, отображение которых во «взрослой» литературе вызывало затруднение, в т. ч. к таким явлениям относится карнавальная культура. Тренд на карнавал в детской прозе, заданный ещё в начале 60-х Л. И. Давыдычевым, набирает обороты к концу десятилетия и в полной мере разворачивается в повестях Михалкова и Алексина, в которых авторы помещают своих героев в пространство «вечного» праздника, что превращает данные тексты в некоторого рода эксперимент над наивным сознанием в ситуации «культурного шока». Главное открытие исследования заключается в том, что поведение персонажей в условиях бесконечного карнавала, вопреки ожиданиям, развивается не по схеме «порядок» → «хаос», а в обратном направлении: от хаотичной завязки сознание постепенно переходит к гармонии и системности, что характеризует внутреннее стремление наивного сознания к упорядочиванию, скрываемое за внешними карнавальными формами поведения. В отличие от трикстера, ребёнок не способен на вечную игру ради игры, его сознание требует конца отрезка и начала нового, и отсутствие финального звена вызывает реакцию, которую можно охарактеризовать как бунт наивного сознания.
Изучение подобных процессов в произведениях детской литературы разных эпох в дальнейшем помогает более плодотворному анализу современных «трендов» взаимодействия наивного сознания и реальности, как внутри текста, так и извне.
Детская литература в СССР середины XX в. в условиях государственной политики того времени становится полем деятельности многих литераторов и за счёт как большей свободы (относительно т. н. «взрослой» литературы), так и особых принципов функционирования, позволяет поместить в себя многие общекультурные явления, отображение которых во «взрослой» литературе вызывало затруднение, в т. ч. к таким явлениям относится карнавальная культура. Тренд на карнавал в детской прозе, заданный ещё в начале 60-х Л. И. Давыдычевым, набирает обороты к концу десятилетия и в полной мере разворачивается в повестях Михалкова и Алексина, в которых авторы помещают своих героев в пространство «вечного» праздника, что превращает данные тексты в некоторого рода эксперимент над наивным сознанием в ситуации «культурного шока». Главное открытие исследования заключается в том, что поведение персонажей в условиях бесконечного карнавала, вопреки ожиданиям, развивается не по схеме «порядок» → «хаос», а в обратном направлении: от хаотичной завязки сознание постепенно переходит к гармонии и системности, что характеризует внутреннее стремление наивного сознания к упорядочиванию, скрываемое за внешними карнавальными формами поведения. В отличие от трикстера, ребёнок не способен на вечную игру ради игры, его сознание требует конца отрезка и начала нового, и отсутствие финального звена вызывает реакцию, которую можно охарактеризовать как бунт наивного сознания.
Изучение подобных процессов в произведениях детской литературы разных эпох в дальнейшем помогает более плодотворному анализу современных «трендов» взаимодействия наивного сознания и реальности, как внутри текста, так и извне.