Мотив разрушения дома в малой прозе М. Булгакова и образ домового
Кристина Сергеевна Ястребцова
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 188
2018-04-19
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются рассказы М. Булгакова «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и
«Ханский огонь». Исследуется мотив разрушения дома как сквозной для творчества
писателя. Выявляется вариативный элемент, ранее не включавшийся в комплекс характеристик
мотива разрушения дома, — фольклорный образ домового. Доказывается, что герои
рассказов Булгакова воплощают этот образ, выполняя главную функцию духа
хранителя дома. В итоге персонажи Булгакова не справляются с этой функцией. Поражение домового представляет собой отражение культурных настроений
советской России, отказавшейся от традиций прошлого.
Тезисы
Лейтмотивом творчества М. Булгакова является
мотив разрушения дома. Он представлен как в малой прозе писателя, так и в его
романном наследии в связи со специфическим сюжетом уплотнения и вынужденного
совместного проживания. Мотив разрушения
дома отличает маркированность локусов и деталей быта: местом обитания героев
выступает коммунальная квартира или бывшая усадьба родовитой семьи. Предметы и
вещи, наделенные для их владельцев сакральным значением, утрачивают его после
уплотнения.
Мотив дома у Булгакова становился предметом исследования литературоведов, работающих в рамках структурного (Е. Белогурова), мотивного (Б. Гаспаров) и мифопоэтического (Е. Яблоков) метода и их разнообразных комбинаций. Дом помещается в систему оппозиций свой / чужой, частный / коммунальный, публичный / приватный, сакральный / профанный. Кроме того, выделяются оппозиции хаос / гармония, бережное отношение к прошлому / разрыв с прошлым, наполненность / пустота.
В настоящем докладе мы сосредоточимся на рассказах «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Ханский огонь», в которых мотив разрушения дома представлен во всем комплексе вышеназванных признаков, характерных для инварианта. Однако в этих текстах Булгакова возникает вариативный элемент, до сих пор не становившийся предметом внимания исследователей, — фольклорный образ домового. Образ домового воплощают главные герои рассказов — управляющий дома Эльпит Борис Самойлович Христи и престарелый камердинер усадьбы-музея «Ханская ставка» Иона Васильевич. Это утверждение подкрепляет наличие «фокальной точки» (термин И. Бобяковой) в произведениях. Фокальной точкой выступает главная функция домового — охрана дома, которая имплицитно проявляется в литературных персонажах: Но лишь бы топить. Сохранить главное. Борис Самойлович, сберегите мне дом, пока все это кончится, и я сумею вас отблагодарить! Что? Верьте мне!
Примечательно, что «дома» Христи и Ионы гибнут от огня (эмблема домового). Коммунальная квартира и бывшая усадьба по определению лишены домашнего очага, поэтому успех домовых Булгакова сомнителен. Оба персонажа писателя не справляются с функцией охраны дома, так как в послереволюционной стране нет места культуре и традициям прошлого.
Мотив дома у Булгакова становился предметом исследования литературоведов, работающих в рамках структурного (Е. Белогурова), мотивного (Б. Гаспаров) и мифопоэтического (Е. Яблоков) метода и их разнообразных комбинаций. Дом помещается в систему оппозиций свой / чужой, частный / коммунальный, публичный / приватный, сакральный / профанный. Кроме того, выделяются оппозиции хаос / гармония, бережное отношение к прошлому / разрыв с прошлым, наполненность / пустота.
В настоящем докладе мы сосредоточимся на рассказах «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Ханский огонь», в которых мотив разрушения дома представлен во всем комплексе вышеназванных признаков, характерных для инварианта. Однако в этих текстах Булгакова возникает вариативный элемент, до сих пор не становившийся предметом внимания исследователей, — фольклорный образ домового. Образ домового воплощают главные герои рассказов — управляющий дома Эльпит Борис Самойлович Христи и престарелый камердинер усадьбы-музея «Ханская ставка» Иона Васильевич. Это утверждение подкрепляет наличие «фокальной точки» (термин И. Бобяковой) в произведениях. Фокальной точкой выступает главная функция домового — охрана дома, которая имплицитно проявляется в литературных персонажах: Но лишь бы топить. Сохранить главное. Борис Самойлович, сберегите мне дом, пока все это кончится, и я сумею вас отблагодарить! Что? Верьте мне!
Примечательно, что «дома» Христи и Ионы гибнут от огня (эмблема домового). Коммунальная квартира и бывшая усадьба по определению лишены домашнего очага, поэтому успех домовых Булгакова сомнителен. Оба персонажа писателя не справляются с функцией охраны дома, так как в послереволюционной стране нет места культуре и традициям прошлого.