Загадка одночленного параллелизма
Елизавета Валерьевна Суховеева
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 213
2018-04-17
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Объект изучения —
одночленный параллелизм как художественный прием, а предмет — его
специфические черты в отношении к символу и метафоре. А. Н. Веселовский в «Исторической поэтике» писал, что
психологический параллелизм отличается от тропов и послужил основой для
образования символа и метафоры. Это определило наш интерес к истории изучения символа. В результате мы установили,
что символ, строящийся посредством метафоры, является основой одночленного
психологического параллелизма.
Тезисы
Психологический параллелизм — один из
самых распространённых приемов в народной лирике. Он заключается в параллельном
сопоставлении природы и человека по принципу действия, движения. Впервые этот
прием был описан А. Н. Веселовским. Самым простым типом ученый считал
двучленный параллелизм, в котором присутствуют обе параллели. Из него образовались
остальные формы приема: многочленный, построенный на накоплении нескольких
схожих параллелей; отрицательный, подразумевающий наличие отрицательных частиц
и устранение одной из параллелей; одночленный, предусматривающий изображение
картины природы напрямую, но без упоминания об этом в тексте, связанное с
человеком и раскрывающее его переживания.
Однако в работе Веселовского
есть спорные и сложные места, касающиеся разграничения одночленного
параллелизма, с одной стороны, и метафоры и символа, с другой. В
связи с этим цель данной работы состоит в сравнении одночленного
психологического параллелизма с символом и метафорой и выявлении его
особенностей. В исследовании:
1)
выявляются и изучаются основные черты, характеризующие символ и метафору;
2)
сравниваются с формой одночленного психологического параллелизма,
3)
устанавливаются особенности одночленного психологического параллелизма как
художественного приема.
Первая часть доклада касается рассмотрения
происхождения и выявления специфических характеристик символа и метафоры. С
опорой на проделанный анализ можно сказать, что средствами образования символа
послужили метафора и метонимия, которые, в свою очередь, пройдя через двойное
сравнение, символ и эпитет, слились в единую форму.
Во второй части доклада проводится
сравнительный анализ символа, метафоры и одночленного параллелизма, а также
определяются способы его образования. Мы пришли к выводу, что каждый символ,
обладая переносным значением и представляя собой синтез метафоры и метонимии,
способен являться постоянным компонентом одночленного психологического
параллелизма и быть основой для его формирования.
В результате проведенного исследования
выстраивается следующую связь: метафора → символ → одночленный психологический
параллелизм. Это схема представляется нам возможным способом образования
изучаемого вида параллелизма и позволяет отграничить его от тропов.
В
завершение доклада следует вывод, что вопрос выделения одночленного
параллелизма является спорным и ответить на него утвердительно можно лишь при
условии, что есть разделение приема и тропов, а также убежденность в том, что
прием образуется с помощью символа и метафоры.