Конфликтная ситуация как стимул к рефлексии автора в рассказе «Люцерн» (лингвостилистический аспект исследования)
Ольга Валерьевна Пристенская
Докладчик
студент 4 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 195
2018-04-17
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено
анализу особенностей построения текста, используемых Л. Н. Толстым в рассказе
«Люцерн» для изображения влияния конфликта между моралью личности и моралью
общества на ситуативное поведение героя. Основное внимание уделяется
использованию антитезы как стилистической фигуры, позволяющей
продемонстрировать особенности
рефлексии повествователя по поводу соотношения моральных и бытийных
ценностей в современном ему социуме и собственного мировосприятия автора.
Тезисы
Цель исследования ― путем лингвостилистического анализа
рассказа «Люцерн» выявить взгляд Л. Н. Толстого на проблему соотношения моральных
и бытийных ценностей, проявляющегося в поведении людей в ситуации социально
обусловленного конфликта.
Ведущим стилистическим средством в рассказе является антитеза. Она обнаруживается а) на уровне композиции рассказа (в начале рассказа герой рассуждает о бедности музыканта, равнодушии богатых туристов, слушающих его, но в конце повествования Нехлюдов приходит к тому, что тиролец более богат, чем толпа бездушно смеющихся над ним людей); б) на уровне приемов изображения контраста между гармоничным естественным (природным) началом и искусственным, создаваемым людьми «порядком» (…везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. И тут, среди…свободной красоты… глупо, фокусно торчала белая палка набережной, липки с подпорками и зеленые лавочки — бедные, пошлые людские произведения…); в) на уровне противопоставления поведения бродячего певца и его слушателей (В толпе внизу громче и громче слышался говор и посмеиванье. Певец в третий раз повторил свою фразу, но еще слабейшим голосом… И во второй раз из этих сотни блестяще одетых людей, столпившихся слушать его, ни один не бросил ему копейки. Толпа безжалостно захохотала. Маленький певец, как мне показалось, сделался еще меньше…), тиролец разнолик, разнообразен в своем пении, переменчива и разнообразна природа, а публика все время одинаково искусственна; г) на уровне описания восприятия жизни тирольцем и повествователем (контраст мнений в их диалоге проявляется лексически, синтаксически, интонационно); д) на уровне изменения отношения самого повествователя к жизни и к конкретной конфликтной ситуации (мне сделалось больно, горько и, главное, стыдно за маленького человека, за толпу, за себя, как будто бы я просил денег, мне ничего не дали и надо мною смеялись; а кто знает, что делается теперь в душе всех этих людей, за этими богатыми, высокими стенами?) Лингвостилистический анализ текста показывает, что автор использует описание конфликтной ситуации а) как средства раскрытия социальных противоречий, различного отношения к моральных нормам, б) как отправной точки для размышления человека о себе, о своем отношении к жизни, о сущности счастья. Представлено три аспекта противопоставления: социальный, моральный, бытийный. Антитеза ― главный текстообразующий прием, реализующийся на лексическом, стилистическом, образном, интонационном уровне. Антитеза позволяет увидеть рефлексию персонажа и ее результат.
Ведущим стилистическим средством в рассказе является антитеза. Она обнаруживается а) на уровне композиции рассказа (в начале рассказа герой рассуждает о бедности музыканта, равнодушии богатых туристов, слушающих его, но в конце повествования Нехлюдов приходит к тому, что тиролец более богат, чем толпа бездушно смеющихся над ним людей); б) на уровне приемов изображения контраста между гармоничным естественным (природным) началом и искусственным, создаваемым людьми «порядком» (…везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. И тут, среди…свободной красоты… глупо, фокусно торчала белая палка набережной, липки с подпорками и зеленые лавочки — бедные, пошлые людские произведения…); в) на уровне противопоставления поведения бродячего певца и его слушателей (В толпе внизу громче и громче слышался говор и посмеиванье. Певец в третий раз повторил свою фразу, но еще слабейшим голосом… И во второй раз из этих сотни блестяще одетых людей, столпившихся слушать его, ни один не бросил ему копейки. Толпа безжалостно захохотала. Маленький певец, как мне показалось, сделался еще меньше…), тиролец разнолик, разнообразен в своем пении, переменчива и разнообразна природа, а публика все время одинаково искусственна; г) на уровне описания восприятия жизни тирольцем и повествователем (контраст мнений в их диалоге проявляется лексически, синтаксически, интонационно); д) на уровне изменения отношения самого повествователя к жизни и к конкретной конфликтной ситуации (мне сделалось больно, горько и, главное, стыдно за маленького человека, за толпу, за себя, как будто бы я просил денег, мне ничего не дали и надо мною смеялись; а кто знает, что делается теперь в душе всех этих людей, за этими богатыми, высокими стенами?) Лингвостилистический анализ текста показывает, что автор использует описание конфликтной ситуации а) как средства раскрытия социальных противоречий, различного отношения к моральных нормам, б) как отправной точки для размышления человека о себе, о своем отношении к жизни, о сущности счастья. Представлено три аспекта противопоставления: социальный, моральный, бытийный. Антитеза ― главный текстообразующий прием, реализующийся на лексическом, стилистическом, образном, интонационном уровне. Антитеза позволяет увидеть рефлексию персонажа и ее результат.