Дети рабочих: концепция новой семьи в романе Ф. Гладкова «Цемент»
Дарья Леонидовна Куликова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2018-04-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрен роман Ф. Гладкова «Цемент» с точки зрения изображенного в нем надлома в функционировании института семьи на фоне радикальных социальных и политических изменений.
Тезисы
Мы бы хотели рассмотреть отражение социальных концепций 1920-х гг. в романе Ф. Гладкова «Цемент», проанализировать формулирование роли женщины и отношение к семье и детству. Роман Гладкова посвящен изображению так называемых «новых людей», показанных едва ли не «титанами» тела, духа, проявляющими себя в труде, общественной и политической работе. Однако эти производственные победы происходят на фоне разрушения семьи главных героев, и, быть может, надлома института семьи как такового. «Цемент», несмотря на свою жанровую принадлежность к производственному роману, одному из первых в советской литературе, служит иллюстрацией процессов, затронувших семью и брак. Имеет значение не только содержательная сторона, но и формальная: роман, который сам автор обвинял в излишней «метафоричности», к языку условностей обращается именно когда речь заходит о вопросах отношений полов, рождения и воспитания детей. «Производственный» сюжет мы можем рассматривать как внешние попытки стабилизировать внутренний хаос, как сублимацию нерастраченной эмоциональной энергии в трудовом порыве. В романе отражаются социально-культурные изменения, которые затрагивают в сознании героев моделирование семейных отношений, вопросов брака, рождения и воспитания детей. В жертву своим революционным идеалам герои должны принести свои личные привязанности, супружеские и родительские. Согласно эстетическим установкам соцреализма, будущее у Гладкова подано как настоящее, однако изобразительные приемы автора заставляют усомниться в его вере в возможность этого перехода к новой модификации сознания. Символическое значение детских образов в романе «Цемент» не может не навести на параллели с текстами А. Платонова и Е. Замятина.