Нарратор в современном спортивном кинематографе
Линцзюань Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 2-У
2018-04-17
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается роль нарратора в
современном спортивном фильме. На примере российских и китайских фильмов о
спорте выделяются несколько моделей нарратора, анализируются функции нарратора в
сюжете фильма. Автор приходит к выводу, что тип нарратора зависит от ряда условий — как жанрово-композиционных, так и культурно-исторических.
Тезисы
В кинематографе визуальный текст сопровождает текст
музыкальный и словесный. Изложение истории в повествовании не может обойтись
без нарратора. В кинофильмах о спорте присутствуют разные фигуры нарраторов.
В докладе рассматриваются три фильма о спорте: два российских блокбастера («Легенда № 17», «Движение вверх») и китайский фильм «Мой другой дом». В выбранных фильмах отсутствует имплицитный вездесущий нарратор, что обусловлено особенностями спортивного кино. Спортивный дух заключается в стремлении к победе, следовательно, спортивный фильм нуждается в диегетическом нарраторе. В спортивном кино история, как правило, рассказывается с точки зрения протагониста.
Фильмы «Легенда № 17» и «Мой другой дом» схожи наличием одного главного героя, но различаются фигурой нарратора. В фильме «Легенда № 17» нет голоса закадрового повествователя, в то время как в фильме «Мой другой дом» главный герой, игрок КБА (Китайской баскетбольной ассоциации) Стефан Марбери рассказывает свою собственную историю. Фильм без голоса рассказчика усиливает миметическую драматичность игрового фильма, но ослабляет существование единичного протагониста. В фильме «Легенда № 17» зритель сомневается в статусе протагониста Харламова. В кинорецензии «Последний оппонент советского реванша» отмечается, что «поклонники Данилы Козловского наверняка не согласятся, но все же это слишком бросается в глаза: «Легенда № 17» — фильм про Анатолия Тарасова, и главную роль в нем исполняет Олег Меньшиков». В фильме «Мой другой дом», напротив, подчеркивается статус протагониста, что позволяет лучше реконструировать произошедшие события.
Спортивный фильм интересен тем, что в кульминационном соревновании спортивный комментатор выступает в роли нарратора фильма. Комментатор представлен либо закадровым голосом и визуально скрыт от зрителей, либо присутствует на экране. В последнем случае он не только выполняет функцию нарратора, но и выступает как персонаж фильма, который имеет большее диегетическое значение, чем скрытый нарратор.
В докладе рассматриваются три фильма о спорте: два российских блокбастера («Легенда № 17», «Движение вверх») и китайский фильм «Мой другой дом». В выбранных фильмах отсутствует имплицитный вездесущий нарратор, что обусловлено особенностями спортивного кино. Спортивный дух заключается в стремлении к победе, следовательно, спортивный фильм нуждается в диегетическом нарраторе. В спортивном кино история, как правило, рассказывается с точки зрения протагониста.
Фильмы «Легенда № 17» и «Мой другой дом» схожи наличием одного главного героя, но различаются фигурой нарратора. В фильме «Легенда № 17» нет голоса закадрового повествователя, в то время как в фильме «Мой другой дом» главный герой, игрок КБА (Китайской баскетбольной ассоциации) Стефан Марбери рассказывает свою собственную историю. Фильм без голоса рассказчика усиливает миметическую драматичность игрового фильма, но ослабляет существование единичного протагониста. В фильме «Легенда № 17» зритель сомневается в статусе протагониста Харламова. В кинорецензии «Последний оппонент советского реванша» отмечается, что «поклонники Данилы Козловского наверняка не согласятся, но все же это слишком бросается в глаза: «Легенда № 17» — фильм про Анатолия Тарасова, и главную роль в нем исполняет Олег Меньшиков». В фильме «Мой другой дом», напротив, подчеркивается статус протагониста, что позволяет лучше реконструировать произошедшие события.
Спортивный фильм интересен тем, что в кульминационном соревновании спортивный комментатор выступает в роли нарратора фильма. Комментатор представлен либо закадровым голосом и визуально скрыт от зрителей, либо присутствует на экране. В последнем случае он не только выполняет функцию нарратора, но и выступает как персонаж фильма, который имеет большее диегетическое значение, чем скрытый нарратор.