Амур и череп: тема любви и смерти в творчестве польского поэта Рафала Воячека
Яна Евгеньевна Белых
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2018-04-17
17:50 -
18:05
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается сборник польского поэта Рафала Воячека «Сезон» как воплощение основных эстетических принципов представителя «исповедальной поэзии», отличающейся своеобразием раскрытия традиционной для литературы темы любви и смерти при помощи натуралистического поэтического языка. Посредством комплексного анализа лирических произведений были выявлены основные черты поэтического мира Воячека, выделяющие его на фоне литературного поля, сложившегося в Польше к 1960-м гг.: тесная связь эротизма и сексуальности со смертью и сконцентрированность поэта на собственном внутреннем мире.
Тезисы
Сборник «Сезон» («Sezon», 1969) польского поэта Рафала Воячека (1945—1971, Wojaczek) представляет собой нелинейное лирическое повествование, которое продолжает традиции сложившейся к середине XX в. «исповедальной поэзии» и наследует ее основные черты: деконструкция авторитетных дискурсов, чрезвычайно сильная образность, достигаемая посредством нелитературного, вульгарного языка, и переход от традиционных форм стихосложения к верлибру, свободному стиху. С другой стороны, на примере таких стихотворений, как «Erotyk» и «Kochanka powieszonego», включенных в сборник, можно установить, что усвоенные традиции находят в творчестве Воячека своеобразное выражение и заметно обогащаются, преломляясь в его авторском видении. Так, ставшая привычной для поэзии тема любви и смерти воплощается в творчестве поэта через систему образов, условно разделенных на две категории: первые — умышленно взятые Воячеком непосредственно из реальной жизни и мало измененные, введенные в стих как детали быта и будничной жизни лирического героя, и вторые — сюрреалистические, требующие поэтической интерпретации, составляющие основу эстетической системы поэта. При этом в рамках одного лирического сюжета происходит взаимопроникновение этих элементов посредством усложнения стиха аграмматическими конструкциями, отсутствием знаков препинания, сплетением тяготения к женственности (духовному началу) и сексуальности (плотскому началу).
В процессе работы над докладом было выявлено, что эротизм, совмещённый в стихотворениях Воячека с острым лиризмом темы трагической гибели, устанавливает характерную для его поэтического мира прочную связь реального, физического аспекта любви и её духовного аспекта, однако границы этих понятий не осознаются лирическим героем до конца.
Немаловажно и то, что в литературной жизни Польши 60-70-х гг. XX в. превалируют политические и гражданские мотивы, которые осмысляются Воячеком не как самостоятельные, требующие концентрации на себе силы, но как один из способов познания себя и своего противоречивого отношения к миру (стихотворения «Żydówka», «List do Królowej Polski»).
Таким образом, сборник «Сезон» является наглядным примером глубокого лиризма, выраженного посредством натуралистического, «исповедального» языка, в котором нашли свое уникальное отражение одни из самых востребованных тем мировой поэзии и который составляет важную часть культурного наследия Польши второй половины XX в.
В процессе работы над докладом было выявлено, что эротизм, совмещённый в стихотворениях Воячека с острым лиризмом темы трагической гибели, устанавливает характерную для его поэтического мира прочную связь реального, физического аспекта любви и её духовного аспекта, однако границы этих понятий не осознаются лирическим героем до конца.
Немаловажно и то, что в литературной жизни Польши 60-70-х гг. XX в. превалируют политические и гражданские мотивы, которые осмысляются Воячеком не как самостоятельные, требующие концентрации на себе силы, но как один из способов познания себя и своего противоречивого отношения к миру (стихотворения «Żydówka», «List do Królowej Polski»).
Таким образом, сборник «Сезон» является наглядным примером глубокого лиризма, выраженного посредством натуралистического, «исповедального» языка, в котором нашли свое уникальное отражение одни из самых востребованных тем мировой поэзии и который составляет важную часть культурного наследия Польши второй половины XX в.