Сказочный репертуар Нины Фёдоровны Климовой
Ксения Валерьевна Дуракова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 213
2018-04-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад представляет собой описание сказочного репертуара современной сказочницы. Сказки были записаны автором
летом 2017 г. во время полевого исследования в деревне Усть-Кыма Архангельской
области. Все сказки были записаны от одного информанта. Проведённый анализ
сюжетного состава сказок показал, что данные сказки редко фиксировались фольклористами и
поэтому представляют особый интерес. Проанализированы тексты
сказок и их сюжеты в контексте биографии сказочницы, её замечаний относительно ситуаций бытования
данных сказок и их характера.
Тезисы
Бассейн реки Мезени вот уже больше ста лет славится среди
исследователей своим сказочным фольклором. Широко известны сборники сказок Н.
Е. Ончукова, А. И. Никифорова, В. И. Карнауховой и др. Сказки на этой территории
продолжают бытовать и записываться и по сей день (Н. В. Дранникова).
Целью исследования является описание сказочного
репертуара современной сказительницы. Материалом для работы послужили записи,
сделанные автором в 2017 г. во время полевого исследования в деревне Усть-Кыма
Лешуконского района Архангельской области. Это четыре сказки, записанные от Нины
Фёдоровны Климовой 1948 года рождения. Сказочница слышала данные сказки в
детстве от бабушки, которая рассказывала их на ночь, чтобы внучки скорее
засыпали. Последующие интервью позволили уточнить характер бытования сказок и
отношение к ним сказочницы (стеснение по поводу употребления некоторых диалектных и
простонародных слов, ходов сюжета).
Работа с сюжетным составом сказок показала, что данные
сказки являются редкими и почти не фиксировались фольклористами. Все они либо
не имеют прямых соответствий в СУС, либо не учтены в нём вообще. Среди таких
«неучтенных» сюжетов оказалась и записанная сказка «Катенька». Сюжет её
встречается только на территории Русского Севера и складывается из двух
мотивов: «приглашение девушки в баню» и «жалобная песня
героини» (Н. М. Герасимова). Печатных источников, содержащих данный сюжет, всего три: сказка №44 «Сестра-убийца» в сборнике Ончукова, сказка № 109
«Машенька» из сборника Карнауховой и сказка № 88 «Волки воют» в сборнике
Никифорова. Такие сказки записывались фольклористами СПбГУ в ходе полевых
исследований бассейна реки Мезени. Помимо сказочного повествования, сказка
включает и песенные формулы. Записанный нами вариант содержит как развёрнутое
сказочное повествование: развитый зачин, обилие диалогов и описаний, — так и
песенные формулы. Последние соотносятся с брачной символикой, но, в отличие от
сборников Ончукова и Карнауховой, в данном варианте сказки тема «инцестуального
сватовства», отмеченной Н. М. Герасимовой, не развита.
Ещё одной записанной сказкой, содержащей песенные формулы,
стала сказка «Про чудовище». Сказка представляет собой контаминацию сюжетов
«Три девушки-подружки идут в лес за ягодами: попадают к «толкочу» (барину)» (СУС: 311*) и «Бычок (лось, вол, птицы) — спаситель» (СУС: 314A*=АА
*314 I). Характер песенных формул в этой сказке иной. Девочка, попавшая в дом к
чудовищу, вынуждена его «байкать». Формулы, относящиеся к моменту «байканья», имеют характерные для колыбельных начало («Бай-бай, бай-бай») и мелодику.
Сказочница напевает их полушёпотом. Данное исследование вводит в научный обиход
новые записи «некнижных» сказок вместе с богатым контекстом их бытования:
биографией сказочницы, ситуациями и процессом исполнения.