XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сказочный репертуар Нины Фёдоровны Климовой

Ксения Валерьевна Дуракова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 213
2018-04-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад представляет собой описание сказочного репертуара современной сказочницы. Сказки были записаны автором летом 2017 г. во время полевого исследования в деревне Усть-Кыма Архангельской области. Все сказки были записаны от одного информанта. Проведённый анализ сюжетного состава сказок показал, что данные сказки редко фиксировались фольклористами и поэтому представляют особый интерес. Проанализированы тексты сказок и их сюжеты в контексте биографии сказочницы, её замечаний относительно ситуаций бытования данных сказок и их характера.

Тезисы

Бассейн реки Мезени вот уже больше ста лет славится среди исследователей своим сказочным фольклором. Широко известны сборники сказок Н. Е. Ончукова, А. И. Никифорова, В. И. Карнауховой и др. Сказки на этой территории продолжают бытовать и записываться и по сей день (Н. В. Дранникова). Целью исследования является описание сказочного репертуара современной сказительницы. Материалом для работы послужили записи, сделанные автором в 2017 г. во время полевого исследования в деревне Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области. Это четыре сказки, записанные от Нины Фёдоровны Климовой 1948 года рождения. Сказочница слышала данные сказки в детстве от бабушки, которая рассказывала их на ночь, чтобы внучки скорее засыпали. Последующие интервью позволили уточнить характер бытования сказок и отношение к ним сказочницы (стеснение по поводу употребления некоторых диалектных и простонародных слов, ходов сюжета). Работа с сюжетным составом сказок показала, что данные сказки являются редкими и почти не фиксировались фольклористами. Все они либо не имеют прямых соответствий в СУС, либо не учтены в нём вообще. Среди таких «неучтенных» сюжетов оказалась и записанная сказка «Катенька». Сюжет её встречается только на территории Русского Севера и складывается из двух мотивов: «приглашение девушки в баню» и «жалобная песня героини» (Н. М. Герасимова). Печатных источников, содержащих данный сюжет, всего три: сказка №44 «Сестра-убийца» в сборнике Ончукова, сказка № 109 «Машенька» из сборника Карнауховой и сказка № 88 «Волки воют» в сборнике Никифорова. Такие сказки записывались фольклористами СПбГУ в ходе полевых исследований бассейна реки Мезени. Помимо сказочного повествования, сказка включает и песенные формулы. Записанный нами вариант содержит как развёрнутое сказочное повествование: развитый зачин, обилие диалогов и описаний, — так и песенные формулы. Последние соотносятся с брачной символикой, но, в отличие от сборников Ончукова и Карнауховой, в данном варианте сказки тема «инцестуального сватовства», отмеченной Н. М. Герасимовой, не развита. Ещё одной записанной сказкой, содержащей песенные формулы, стала сказка «Про чудовище». Сказка представляет собой контаминацию сюжетов «Три девушки-подружки идут в лес за ягодами: попадают к «толкочу» (барину)» (СУС: 311*) и «Бычок (лось, вол, птицы) — спаситель» (СУС: 314A*=АА *314 I). Характер песенных формул в этой сказке иной. Девочка, попавшая в дом к чудовищу, вынуждена его «байкать». Формулы, относящиеся к моменту «байканья», имеют характерные для колыбельных начало («Бай-бай, бай-бай») и мелодику. Сказочница напевает их полушёпотом. Данное исследование вводит в научный обиход новые записи «некнижных» сказок вместе с богатым контекстом их бытования: биографией сказочницы, ситуациями и процессом исполнения.