Концепция альтернативной истории в романе Стивена Фрая «Как творить историю»
Наталия Вадимовна Романова
Докладчик
студент 3 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ауд. 190
2018-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема альтернативной
истории на примере романа С. Фрая «Как творить историю». Аргументируется тезис о том, что обращение к альтернативной истории в произведении служит для
решения множества задач, а также позволяет использовать разные стилистические приемы.
Тезисы
В
докладе рассматривается специфика жанра альтернативной истории на примере
романа С. Фрая (род. 1957, Fry) «Как творить историю» («Making History»), её связь с жанром антиутопии и
исторического романа. Роман альтернативной истории — это разновидность жанра
антиутопии, в которой основным обязательным условием сюжета является введение
альтернативного исторического вектора. В романе Фрая точкой бифуркации является
операция главных героев, Майкла Янга и Лео Цуккермана, по предотвращению появления
на свет Адольфа Гитлера. Следует отметить, что события в произведении тесно
связаны с этическими проблемами, волнующими самого автора, что явно
прослеживается в обеих частях романа. Проблема геноцида евреев и дискриминации
сексуальных меньшинств является для писателя особо актуальной из-за истории его
семьи и того, что сам Фрай является гомосексуалом.
В
то же время жанр альтернативной истории может быть рассмотрен как разновидность
исторического романа. Так, в данном произведении мотив путешествия во времени
дает возможность подробно остановиться на некоторых фактах эпохи Второй мировой
войны. Например, некоторые личности, которые упоминаются на страницах романа,
действительно существовали во время Первой мировой войны и сражались вместе с
Гитлером на Западном фронте. Более того, прототипом отца Лео Цуккермана,
доктора СС Бауэра, является реальный человек — Иоганн Пауль Кремер,
проработавший в Освенциме 3 месяца (по сюжету романа Кремер является учителем
Бауэра). Таким образом, в анализируемом тексте мы можем наблюдать не только
упоминание реальных фактов истории, но и смешение их с авторским вымыслом. Из
этого следует, что в жанре альтернативной истории, в отличие от исторического
романа, нет необходимости следовать исторической достоверности. При это для
достижения достоверности писателями часто используется прием
псевдодокументальности.
«Как творить историю» демонстрирует новаторский характер творчества Фрая. В отличие от распространенной в альтернативной истории традиции представления новой версии развития событий после момента бифуркации, писатель показывает, что возможно бесконечное множество вариаций альтернативной истории, каждая из которых имеет шанс на осуществление. Более того, полемика Фрая в романе с идеализирующей концепцией альтернативной истории не предполагает версии устройства мира, которая устраивала бы абсолютно всех, то есть исключает вариант утопии вообще.
В своем романе писатель рассматривает значимые в контексте современной системы ценностей темы в трактовке истории. В частности, особо важными для писателя являются еврейский вопрос и дискриминация сексуальных меньшинств, что обусловлено биографическим фактором. Именно эти проблемы, по мнению автора, являются маркерами состоятельности современного общества.
«Как творить историю» демонстрирует новаторский характер творчества Фрая. В отличие от распространенной в альтернативной истории традиции представления новой версии развития событий после момента бифуркации, писатель показывает, что возможно бесконечное множество вариаций альтернативной истории, каждая из которых имеет шанс на осуществление. Более того, полемика Фрая в романе с идеализирующей концепцией альтернативной истории не предполагает версии устройства мира, которая устраивала бы абсолютно всех, то есть исключает вариант утопии вообще.
В своем романе писатель рассматривает значимые в контексте современной системы ценностей темы в трактовке истории. В частности, особо важными для писателя являются еврейский вопрос и дискриминация сексуальных меньшинств, что обусловлено биографическим фактором. Именно эти проблемы, по мнению автора, являются маркерами состоятельности современного общества.