Семантические поля «жизнь / смерть» в книге А. Белого «Воспоминания о Блоке»
Татьяна Геннадьевна Путилина
Докладчик
аспирант
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
ауд. 195
2018-04-17
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В
работе анализируется семантика оппозиции жизнь / смерть
на материале произведения А. Белого «Воспоминания о Блоке». С помощью
примеров контекстов, в которых встречаются слова жизнь, смерть, их дериваты,
синонимы, а также примеров, в которых значение исследуемой оппозиции реализуется
имплицитно, через систему образов, составляется ассоциативно-смысловое поле исследуемой
оппозиции. Выявляются авторские особенности семантики оппозиции жизнь / смерть А. Белого как
представителя русского символизма.
Тезисы
Несмотря на внушительный массив литературоведческих трудов, анализирующих
творчество Андрея Белого, особенности его языка исследованы недостаточно. В
книге «Воспоминания
о Блоке» он рисует развернутую картину мироощущения творческих людей своего
поколения. Творческий поиск, личные проблемы и попытка философского осмысления
действительности ― все сплелось в сложную систему смыслов, противопоставлений
различных значимых понятий и образов. Наиважнейшее место среди этой системы
смыслов занимает оппозиция жизнь/смерть,
базовая составляющая человеческой культуры, которая в художественном тексте
получает наибольшие авторские модификации.
Задача данного доклада ― систематизировать контексты, в которых используются лексемы жизнь, смерть, а также их дериваты и
синонимы. Выявленная специфика оттенков смысла делает возможным сконструировать
смысловое поле жизнь/смерть А. Белого.
В своем анализе мы будем опираться на значения слов, представленные в «Толковом словаре русского языка» под
ред. Д. Н. Ушакова.
Анализ материала
позволяет выделить несколько смысловых блоков изучаемой оппозиции. В первом
блоке группируются контексты, в которых жизнь/смерть
представляют собой континуум пространства ― времени: То были последние дни жизни
Блока в Москве; А. Н. Шмидт
вообразила себя воплощением Софии, инспирировавшей Вл. Соловьева, с которым она
не была знакома (знакомство произошло незадолго
до смерти философа).
Во
втором блоке жизнь/смерть
представляет собой систему поэтических противопоставлений. Женские образы имеют
символическую смысловую наполненность ― жизнь и смерть одновременно. Одним из
проявлений этого двуличия является сближение омонимов: коса смерти ― коса девушки: девушка с косой (волос) за плечами, но
с косой смерти в руках» ― вот ход ассоциаций Блока. Прекрасная Дама
также имеет противоположность: Прекрасная Дама (впоследствии разложившаяся в
проститутку и в мнимую величину, нечто в роде "корня из –1"), призыв к жизни (той или этой ― вообще
новой жизни) оказался призывом к смерти.
В третьем блоке жизнь/смерть ― это философские
категории, уводящие за Порог к Пустоте: Блок ― талантливый изобразитель пустоты:
пустота как бы съела для него действительность
(ту и эту).
И,
наконец, в четвертом блоке находятся фрагменты, рисующие образы Жизни и Смерти: Пьеро
умер, но ― жив Арлекин, или сам
же поэт (Арлекин и Пьеро ― двойники); и весело «погибнуть», «веселится смерть»; мертвенное лицо, зелень
глаз; у могил пробивалась трава.
Таким
образом, в авторском осмыслении А. Белого оппозиция жизнь/смерть реализуется в
ассоциативно-смысловом поле, центральными образами которого являются Прекрасная
Дамат/проститутка, герой/двойник, зелень, веселье, пространство/время,
поглощаемые пустотой.