Элегическое начало в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Чацкий
Вероника Дмитриевна Павлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2018-04-18
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
В. М. Маркович определил структуру комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума» как сосуществование незавершенных,
«недовоплощенных» жанровых форм, в том числе элегии, поэмы, баллады, сатиры и
оды. В докладе рассматривается
функционирование одной из таких форм — элегического начала — в сфере Чацкого.
Тезисы
Среди классических трудов, посвященных комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума», выделяются работы А. С. Кушнера и В. М. Марковича, которые указали на ведущую роль лирического
начала в пьесе. Некоторые высказывания Чацкого исследователи определили как
лирические стихотворения. Монолог героя «Ну,
вот и день прошел…» С. А. Фомичев назвал
законченной
элегией.
Доклад посвящен выявлению и анализу элегического начала в сфере Чацкого. Реплики героя по стилистике, композиции, мотивам, эмоциям сходны с элегиями русских поэтов начала XIX в. Высказывание Чацкого о Софье (…кроме вас ему мир целый / Казался прах и суета?) перекликается с элегией Е. А. Баратынского «К Коншину» и «Элегией» К. Н. Батюшкова (Я чувствую, мой дар в поэзии погас...). Монолог Слепец! я в ком искал награду всех трудов!.. сопоставим с «Воспоминанием» Батюшкова (Ах, как обманут я в мечтании моем!..), с «Элегией» В. И. Туманского (Не озабочен жизнью я!..) и т. д.
Элегическое начало воплощается и на уровне сюжета грибоедовской комедии. Возвращение героя в «отчий» дом, воспоминания о былом, искренние чувства оборачиваются разочарованием в прежнем идеале, осознанием, что прошлое исчезло навсегда. Таким содержанием наполнены элегии В. А. Жуковского («Вечер», «Славянка»), Батюшкова («Элегия», «Разлука»), Баратынского («Нет, не бывать тому, что было прежде!..», «Запустение», «Прощай, отчизна непогоды...»), А. С. Пушкина («Разлука», «Мечтателю», «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…») и других русских поэтов первой четверти XIX в.
Доклад посвящен выявлению и анализу элегического начала в сфере Чацкого. Реплики героя по стилистике, композиции, мотивам, эмоциям сходны с элегиями русских поэтов начала XIX в. Высказывание Чацкого о Софье (…кроме вас ему мир целый / Казался прах и суета?) перекликается с элегией Е. А. Баратынского «К Коншину» и «Элегией» К. Н. Батюшкова (Я чувствую, мой дар в поэзии погас...). Монолог Слепец! я в ком искал награду всех трудов!.. сопоставим с «Воспоминанием» Батюшкова (Ах, как обманут я в мечтании моем!..), с «Элегией» В. И. Туманского (Не озабочен жизнью я!..) и т. д.
Элегическое начало воплощается и на уровне сюжета грибоедовской комедии. Возвращение героя в «отчий» дом, воспоминания о былом, искренние чувства оборачиваются разочарованием в прежнем идеале, осознанием, что прошлое исчезло навсегда. Таким содержанием наполнены элегии В. А. Жуковского («Вечер», «Славянка»), Батюшкова («Элегия», «Разлука»), Баратынского («Нет, не бывать тому, что было прежде!..», «Запустение», «Прощай, отчизна непогоды...»), А. С. Пушкина («Разлука», «Мечтателю», «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…») и других русских поэтов первой четверти XIX в.