Детское чтение в кинематографе дооттепельного периода
Анна Сергеевна Андреева
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 2-У
2018-04-17
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию специфики детского чтения в
советских фильмах дооттепельного периода. Из первых двух томов аннотированного
каталога «Советские художественные фильмы» были отобраны все существующие
фильмы для детей и о детях, в которых есть какие-либо упоминания о литературном
произведении или об авторе (цитирование, книга в руках ребенка, портрет
писателя, табличка с его высказыванием на стене школы). Анализ школьных
учебников по литературе и аннотированных библиографических указателей
показывает, как упомянутые в фильмах тексты функционировали в школьной
программе и за ее пределами.
Тезисы
Для описания мотива детского чтения в дооттепельном
кинематографе прежде всего на материале существующих фильмографий был составлен
список фильмов для детей и о детях, в которых есть какие-либо упоминания о
литературном произведении или об авторе (цитирование, книга в руках ребенка,
портрет писателя или табличка с его высказыванием на стене школы). Все художественные произведения, которые были упомянуты в
отобранных фильмах, можно разделить на три группы: русская литература XIX—начала XX
вв., советская литература и зарубежная классика. Для анализа этого материала необходимо коротко
охарактеризовать историю школьного образования 1920-х—1940-х гг.: нас интересует Единая программа по литературе,
принятая после съезда словесников в 1921 г., ее последующие интерпретации
вплоть до 1937 г. и дальнейшие изменения в 1940-е. Понятно, что во многих случаях мотив детского чтения
оказывается связанным с модификациями школьной программы и идеологическими
факторами. Так, в фильме по сценарию М. Д. Вольпина и Н. Р. Эрдмана
«Здравствуй, Москва!» лейтмотивом становится сравнение поэтического творчества
с трудом рабочего, восходящее еще к идеям 1920-х гг. и, в частности, к
«классовой» школьной программе по литературе, предложенной В. Ф. Переверзевым
(1927). Однако интересно, что во многих случаях мотив детского
чтения оказывается никак не связанным со школьной программой и кругом текстов,
рекомендованных для воспитания пионеров. Так, героиня фильма по сценарию Е. Л.
Шварца и Н. М. Олейникова «Разбудите Леночку» по ночам читает приключенческие
истории, которые не только не помогают, но и мешают ей учиться: утром она
обычно не может вовремя проснуться и опаздывает в школу.
История мотива детского чтения в кино сложна и
неоднородна. В докладе будут не только отмечены наиболее яркие случаи
проявления этого мотива, но и на основе составленной статистики очерчена его
эволюция.