Особенности ситуации взросления как современного обряда инициации в литературе для подростков
            Дарья Александровна Колпакова
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 1 курса
Российский университет театрального искусства — ГИТИС
    Российский университет театрального искусства — ГИТИС
ауд. 213
2018-04-17
12:50 -
        13:10
    Ключевые слова, аннотация
    Ситуация взросления является ключевым сюжетным элементом в современной 
подростковой литературе. Описание процесса изменения героя и его 
внутреннего мира строится по модели ритуальной инициации. Такую 
модель можно представить следующим образом: герой покидает привычные 
рамки домашней жизни, происходит событие, ведущее к изменению героем 
статуса и мироощущения, которое полностью и бесповоротно меняет его 
жизнь, а главное — отношение героя к себе и окружающим его людям. 
Тезисы
    Роль литературы и чтения в современной жизни человека, несомненно, 
огромна. Читать нам приходится для того, чтобы получить новую 
информацию, удовольствие, но самая главная задача чтения — это, конечно,
 познание самого себя. Особенно важно разобраться в себе подросткам, 
которые живут на грани двух миров — детского и взрослого. 
Ситуация взросления является ключевым сюжетным элементом в современной подростковой литературе (как иностранной, так и отечественной). Описание процесса изменения героя и его внутреннего мира становится главной задачей авторов.
Инициация — посвятительный обряд, символизирующий переход человека в иное качество, означающий повторное рождение и начало новой жизни, включающий испытания, проходя которые неофит — инициируемый — меняет свое состояние и статус в социуме.
Модель ситуации взросления в современной подростковой литературе можно представить следующим образом: герой покидает привычные, устоявшиеся рамки домашней жизни, происходит событие, ведущее к изменению героем статуса и мироощущения, которое полностью и бесповоротно меняет его жизнь, а главное — отношение героя к себе и окружающим его людям.
Подросток, взрослея, проходит испытания, которые можно разделить на несколько категорий:
- психологические испытания;
- испытания «любовью»;
- физические испытания;
- попадание в «другой мир», место для взросления.
В изображении ситуации взросления отражается сюжет инициации героя: «смерть» в одном статусе (ребенка) и «рождение» в другом (взрослого).
Произведения русских авторов значительно отличаются от иностранных произведений, несмотря на то что модель ситуации взросления и последовательность ее разворачивания одинаковы.
В произведениях отечественных авторов читателю представляются более смягченные варианты прохождения героем ситуации взросления, присутствуют метафорические переносы. Так, в повести Э. Веркина «Герда» ситуация смерти-рождения метафорически перенесена с главного героя на собаку.
Своеобразие ситуации взросления в современной подростковой литературе заключается в том, что рядом с героями нет мудрого проводника-взрослого, они сами находят выход из сложной ситуации; процесс взросления часто ускоряется.
Если в классической детской литературе герой, как правило, выходит навстречу миру взрослых, оптимистично глядя в будущее и ощущая в себе энергию творчества, то для героев современной прозы ситуация взросления завершается не всегда оптимистично, и момент выхода из ситуации не всегда точно обозначен. В результате возникает ощущение незавершенности ситуации.
		Ситуация взросления является ключевым сюжетным элементом в современной подростковой литературе (как иностранной, так и отечественной). Описание процесса изменения героя и его внутреннего мира становится главной задачей авторов.
Инициация — посвятительный обряд, символизирующий переход человека в иное качество, означающий повторное рождение и начало новой жизни, включающий испытания, проходя которые неофит — инициируемый — меняет свое состояние и статус в социуме.
Модель ситуации взросления в современной подростковой литературе можно представить следующим образом: герой покидает привычные, устоявшиеся рамки домашней жизни, происходит событие, ведущее к изменению героем статуса и мироощущения, которое полностью и бесповоротно меняет его жизнь, а главное — отношение героя к себе и окружающим его людям.
Подросток, взрослея, проходит испытания, которые можно разделить на несколько категорий:
- психологические испытания;
- испытания «любовью»;
- физические испытания;
- попадание в «другой мир», место для взросления.
В изображении ситуации взросления отражается сюжет инициации героя: «смерть» в одном статусе (ребенка) и «рождение» в другом (взрослого).
Произведения русских авторов значительно отличаются от иностранных произведений, несмотря на то что модель ситуации взросления и последовательность ее разворачивания одинаковы.
В произведениях отечественных авторов читателю представляются более смягченные варианты прохождения героем ситуации взросления, присутствуют метафорические переносы. Так, в повести Э. Веркина «Герда» ситуация смерти-рождения метафорически перенесена с главного героя на собаку.
Своеобразие ситуации взросления в современной подростковой литературе заключается в том, что рядом с героями нет мудрого проводника-взрослого, они сами находят выход из сложной ситуации; процесс взросления часто ускоряется.
Если в классической детской литературе герой, как правило, выходит навстречу миру взрослых, оптимистично глядя в будущее и ощущая в себе энергию творчества, то для героев современной прозы ситуация взросления завершается не всегда оптимистично, и момент выхода из ситуации не всегда точно обозначен. В результате возникает ощущение незавершенности ситуации.