Стилизация и пародия на Евангельский текст в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»
Анастасия Евгеньевна Авдеева
Докладчик
студент 4 курса
Омский государственный педагогический университет
Омский государственный педагогический университет
ауд. 188
2018-04-19
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Обращение к Священному Писанию — важнейшая составляющая произведений Ф. М. Достоевского. Автор доклада рассматривает роль и функции стилизации и пародии на евангельский текст в
создании образной системы романа «Подросток».
Тезисы
Ф. М. Достоевский —
великий художник и тонкий психолог. Речь
героя в его произведениях становится инструментом для создания образа. Примечательно её использование в романе «Подросток». Уподобление стиля речи
Версилова Откровению Иоанна Богослова создает иронию в тексте. Современный
героям мир сближается с апокалипсисом. Таким образом, в тексте создается
пародия.
Выделим основные черты: фабула обоих текстов сближается — изображается событие и его последствие; обилие однородных предложений, разделяемых повторяющимся союзом «и», сближающих текст со Св. Писанием; сближение образа «жидовского царства» с образом саранчи из Откровения; возникновение библейской символики чисел — 77 поражений.
Слова Версилова вступают в противоречие друг с другом, раскрывая перед читателем психологический портрет героя.
С другой стороны, функция библейского текста проявляется в устах Макара Ивановича Долгорукого. Его речь, особенно в монологах, проникнута живым размышлением о Священном Писании. Прибегая к стилизации под евангельский текст, автор показывает нравственную чистоту героя. Макар Иванович, как позднее старец Зосима, берет на себя непростую роль нравственного учителя для героев произведения. Сам же старик отождествляет себя с Иовом перед своей смертью, говоря близким, что в них, подобно библейскому старцу, видит утешение. Такое сравнение углубляет образ героя.
Таким образом, в романе «Подросток» стилизация и пародия на евангельский текст выполняют следующие функции: 1) раскрытие миропредставления героя; 2) отражение потребности в нравственном поиске; 3) расширение образа.
Авторский путь создания образной системы в романе «Подросток» в большой степени ориентируется на Священное Писание. Этот факт обусловлен прежде всего сильнейшим его влиянием на все творчество и жизнь писателя.
Выделим основные черты: фабула обоих текстов сближается — изображается событие и его последствие; обилие однородных предложений, разделяемых повторяющимся союзом «и», сближающих текст со Св. Писанием; сближение образа «жидовского царства» с образом саранчи из Откровения; возникновение библейской символики чисел — 77 поражений.
Слова Версилова вступают в противоречие друг с другом, раскрывая перед читателем психологический портрет героя.
С другой стороны, функция библейского текста проявляется в устах Макара Ивановича Долгорукого. Его речь, особенно в монологах, проникнута живым размышлением о Священном Писании. Прибегая к стилизации под евангельский текст, автор показывает нравственную чистоту героя. Макар Иванович, как позднее старец Зосима, берет на себя непростую роль нравственного учителя для героев произведения. Сам же старик отождествляет себя с Иовом перед своей смертью, говоря близким, что в них, подобно библейскому старцу, видит утешение. Такое сравнение углубляет образ героя.
Таким образом, в романе «Подросток» стилизация и пародия на евангельский текст выполняют следующие функции: 1) раскрытие миропредставления героя; 2) отражение потребности в нравственном поиске; 3) расширение образа.
Авторский путь создания образной системы в романе «Подросток» в большой степени ориентируется на Священное Писание. Этот факт обусловлен прежде всего сильнейшим его влиянием на все творчество и жизнь писателя.