XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Изменение концепта катарсиса в трагедиях реализма

Ксения Николаевна Дергунова
Докладчик
студент 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 188
2018-04-19
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено катарсису — концепту Аристотеля, обозначающему освобождение от страха и сострадания после трагедии. Целью данной работы было выявить изменение концепта катарсиса в трагедиях реализма и выяснить причину, почему привычное «очищение» формально уже было невозможным. Реализм меняет концепт катарсиса, заменяя его совершенно противоположным —  антикатарсисом. Это не очищение, а обращение внутрь себя, продолжение размышления после окончания драмы. Исследование проводится на материале драм «Вишневый сад» А. П. Чехова, «На дне» М. Горького и «Кукольный дом» Г. Ибсена.  

Тезисы

Реализм как литературное течение основывается на отображении правды жизни — в отличие от взглядов Аристотеля, в ее типических чертах. Этот последний компонент, уточняющий миметичность реалистического искусства, меняет концепт катарсиса, описанный Аристотелем в отношении древнегреческих трагедий, заменяя его совершенно противоположным. Назовем новую цель трагедии антикатарсисом, обозначающим обращение внутрь себя, продолжение размышления после окончания действия на сцене. Интересным элементом реалистической трагедии является художественная деталь или афористичная реплика, появляющиеся в конце в виде яркого, запоминающегося пятна. На сюжетном уровне антикатарсис воплощается в виде открытых финалов. Всё это свидетельствует о выходе трагедии за рамки театрального представления. Индивидуализм и осознание себя как творца собственной судьбы, заменившее собой коллективное мифологическое сознание древних греков, сделали невозможным сохранение «гибриса» и, вследствие этого, «немезиса». На месте нарушения границ дозволенного человеку в реализме появляется общественный порок, социальное устройство, формирующее характеры героев. Объективное начало в качестве судьбы, злого рока, в условиях которого особенно проявляется воля героев, трансформируется в социальные установки и традиции, калечащие людей. Свойственная древнегреческой трагедии цикличность мира, в частности выражающаяся в реликтовом мотиве, в реализме меняется на цикличность другого рода — замкнутость общественных устоев.