К вопросу об историческом имидже В. Г. Белинского
Мария Алексеевна Сарычева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2018-04-17
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
Цель доклада — анализ механизмов построения исторического имиджа В. Г. Белинского. Мы рассматриваем историю литературы как часть истории коммуникации и в связи с этим привлекаем методологию коммуникативистики для более точной и объективной оценки исторической фигуры критика. В качестве материала используются переписка Белинского, воспоминания современников и исследования историков литературы разных времен.
Тезисы
Как
известно, В. Г. Белинский — культовый представитель эпохи 1840-х годов. Признавая его бесспорные заслуги в развитии русской критики, как современники, так и исследователи нередко делали акцент на неординарных душевных и интеллектуальных
качествах, а также трагической судьбе Белинского. «Замечательное десятилетие» в первую
очередь связывается с его именем, во многом благодаря ему оно и стало
«замечательным».
Отношение к исторической фигуре Белинского с момента его смерти и до сегодняшнего дня претерпело кардинальные изменения. В советском литературоведении критик рассматривался, в первую очередь, как идеолог и пропагандист революционно-демократических идей. Сегодня же и сам Белинский, и окружающая его среда оказались прочно вытеснены из публичного пространства. Неоднозначность оценок, на наш взгляд, требует пересмотра фигуры Белинского с позиций современного литературоведения и коммуникативистики. Дело в том, что история литературы в западной трактовке рассматривается не только как самостоятельная область, но и входит в более широкий проблемно-тематический блок — историю коммуникаций.
Не подвергая сомнению значительную роль Белинского в становлении русской критики и русской литературы, мы обратимся непосредственно к его образу, так или иначе возникающему в воспоминаниях современников, а также к интерпретации этого образа исследователями. Иными словами, — к историческому имиджу Белинского.
Целью доклада является анализ механизмов построения имиджа Белинского с привлечением методов коммуникативистики и имиджелогии. Под термином «имидж» мы подразумеваем сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ публичной личности. Похожий термин — «литературная репутация» — ввел в 1928 году И. Н. Розанов, и сегодня под ним понимается совокупность представлений о литераторе и его творчестве, свойственных значительной части представителей литературной системы. Механизмы создания литературной репутации и исторического имиджа во многом схожи.
На наш взгляд, включение истории литературы в контекст истории коммуникации дает возможность расширения методологической системы и, соответственно, более объективного взгляда на историко-литературные реалии. Результатом исследования стало выдвижение и обоснование гипотезы об искусственном создании имиджа Белинского его друзьями и сторонниками (кружком Н. В. Станкевича) с целью репрезентации кружка в литературно-политическом контексте эпохи.
Отношение к исторической фигуре Белинского с момента его смерти и до сегодняшнего дня претерпело кардинальные изменения. В советском литературоведении критик рассматривался, в первую очередь, как идеолог и пропагандист революционно-демократических идей. Сегодня же и сам Белинский, и окружающая его среда оказались прочно вытеснены из публичного пространства. Неоднозначность оценок, на наш взгляд, требует пересмотра фигуры Белинского с позиций современного литературоведения и коммуникативистики. Дело в том, что история литературы в западной трактовке рассматривается не только как самостоятельная область, но и входит в более широкий проблемно-тематический блок — историю коммуникаций.
Не подвергая сомнению значительную роль Белинского в становлении русской критики и русской литературы, мы обратимся непосредственно к его образу, так или иначе возникающему в воспоминаниях современников, а также к интерпретации этого образа исследователями. Иными словами, — к историческому имиджу Белинского.
Целью доклада является анализ механизмов построения имиджа Белинского с привлечением методов коммуникативистики и имиджелогии. Под термином «имидж» мы подразумеваем сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ публичной личности. Похожий термин — «литературная репутация» — ввел в 1928 году И. Н. Розанов, и сегодня под ним понимается совокупность представлений о литераторе и его творчестве, свойственных значительной части представителей литературной системы. Механизмы создания литературной репутации и исторического имиджа во многом схожи.
На наш взгляд, включение истории литературы в контекст истории коммуникации дает возможность расширения методологической системы и, соответственно, более объективного взгляда на историко-литературные реалии. Результатом исследования стало выдвижение и обоснование гипотезы об искусственном создании имиджа Белинского его друзьями и сторонниками (кружком Н. В. Станкевича) с целью репрезентации кружка в литературно-политическом контексте эпохи.