«Гольдберг-вариации» в романе Т. Бернхарда «Пропащий»
София Всеволодовна Кузьмина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования стали интермедиальные параллели «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха и романа австрийского писателя Т. Бернхарда (1931—1989, Bernhard) «Пропащий» («Der Untergeher», 1983). При этом центральной задачей было выявление его структурно-композиционного сходства с циклом вариаций Баха. Результатом анализа стало обоснование общности вариационного принципа создания произведений, который обнаруживается в тексте Бернхарда на нескольких уровнях, а также важности ряда авторитетных интерпретаций «Гольдберг-вариаций» для осмысления отдельных элементов проблематики бернхардовского романа.
Тезисы
Целью доклада является сопоставление в интермедиальном аспекте цикла «Гольдберг-вариации» И. С. Баха и романа австрийского писателя и драматурга Т. Бернхарда (1931—1989, Bernhard) «Пропащий» («Der Untergeher», 1983). В задачи доклада входит выявление структурно-композиционных параллелей «Гольдберг-вариаций» и бернхардовского текста, а также попытка интерпретации отдельных сторон проблематики романа, основывающаяся на музыковедческих интерпретациях вариаций Баха. Несмотря на то что отсылки к баховской музыке содержатся в различных произведениях Бернхарда, в качестве материала для анализа мы обратились к роману «Пропащий», в котором особенно ярко выражена рефлексия о музыке.
Роман повествует о судьбах Гленна Гульда, Вертхаймера и безымянного рассказчика. Читатель узнаёт, что повествователь учился вместе с Гульдом и Вертхаймером в классе выдающегося пианиста Горовица в зальцбургской консерватории «Моцартеум». При этом Гульд как исполнитель превзошёл в своем мастерстве не только своих соучеников, но и самого Горовица. После выступления Гульда на Зальцбургском фестивале с «Гольдберговскими вариациями» рассказчик и Вертхаймер осознают, что им никогда не достичь уровня фортепианной виртуозности Гульда, и отказываются от музыкальной карьеры. В результате Вертхаймер, получивший от Гленна прозвище «Пропащий», погружается в изучение гуманитарных наук, пытается написать книгу о своём гениальном, одновременно любимом и ненавистном друге, но сжигает рукопись незадолго до самоубийства, а рассказчик решает посвятить жизнь философствованию. Таким образом, «Гольдберг-вариации» приобретают решающее значение как для развития судеб персонажей, так и для разворачивания сюжета романа.
В ходе работы мы обратились к истории создания «Гольдберг-вариаций», музыковедческому описанию структуры цикла, его интерпретациям и собственно анализу произведения Бернхарда. Главным результатом анализа стало выявление сходства нарративной модели романа «Пропащий» со структурой вариаций Баха, которое проявляется в следующем. Во-первых, начальные предложения романа, подобно теме арии «Гольдберг-вариаций», уже намечают те пласты повествования и проблематики произведения, которые в дальнейшем обрастают побочными темами. Во-вторых, вариационный принцип романа прослеживается на нескольких уровнях: он обусловливает связь повествовательных элементов на синтаксическом уровне, соединяет мотивы в рамках одного произведения и на интертекстуальном уровне. В-третьих, обнаружены проявления музыкальной и литературной авторефлексии в обоих сравниваемых произведениях. Предпринята также попытка обоснования актуальности религиозной, дидактической и гульдовской трактовок «Гольдберг-вариаций» для интерпретации романа Бернхарда.
Роман повествует о судьбах Гленна Гульда, Вертхаймера и безымянного рассказчика. Читатель узнаёт, что повествователь учился вместе с Гульдом и Вертхаймером в классе выдающегося пианиста Горовица в зальцбургской консерватории «Моцартеум». При этом Гульд как исполнитель превзошёл в своем мастерстве не только своих соучеников, но и самого Горовица. После выступления Гульда на Зальцбургском фестивале с «Гольдберговскими вариациями» рассказчик и Вертхаймер осознают, что им никогда не достичь уровня фортепианной виртуозности Гульда, и отказываются от музыкальной карьеры. В результате Вертхаймер, получивший от Гленна прозвище «Пропащий», погружается в изучение гуманитарных наук, пытается написать книгу о своём гениальном, одновременно любимом и ненавистном друге, но сжигает рукопись незадолго до самоубийства, а рассказчик решает посвятить жизнь философствованию. Таким образом, «Гольдберг-вариации» приобретают решающее значение как для развития судеб персонажей, так и для разворачивания сюжета романа.
В ходе работы мы обратились к истории создания «Гольдберг-вариаций», музыковедческому описанию структуры цикла, его интерпретациям и собственно анализу произведения Бернхарда. Главным результатом анализа стало выявление сходства нарративной модели романа «Пропащий» со структурой вариаций Баха, которое проявляется в следующем. Во-первых, начальные предложения романа, подобно теме арии «Гольдберг-вариаций», уже намечают те пласты повествования и проблематики произведения, которые в дальнейшем обрастают побочными темами. Во-вторых, вариационный принцип романа прослеживается на нескольких уровнях: он обусловливает связь повествовательных элементов на синтаксическом уровне, соединяет мотивы в рамках одного произведения и на интертекстуальном уровне. В-третьих, обнаружены проявления музыкальной и литературной авторефлексии в обоих сравниваемых произведениях. Предпринята также попытка обоснования актуальности религиозной, дидактической и гульдовской трактовок «Гольдберг-вариаций» для интерпретации романа Бернхарда.