XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сравнение как способ привлечения читательского внимания в романе З. Прилепина «Обитель»

Зинаида Владимировна Тупикова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 195
2018-04-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Предмет исследования составляют языковые приемы в романе З. Прилепина «Обитель» как способы привлечения читательского внимания. В докладе рассматривается сравнение как один из таких приемов, приводится классификация контекстов, содержащих сравнения, анализируется воздействие этого приема на читателя. Определены типы сравнений по отношению к читательскому восприятию, связанные с эффектом неожиданности и с обращением к предполагаемому читательскому опыту.

Тезисы

Задачей исследования является анализ сравнений в романе Захара Прилепина «Обитель» как способов привлечения внимания читателя. Так, в сравнениях уравниваются мирные сцены с ситуациями войны: Листья её [березы] были красные, словно напитались кровью; — Там одна птица так стрекочет — словно затвор передёргивают. Автор с помощью подобных сравнений вызывает у читателя чувство напряжения. В других частях, напротив, проводится параллель между повседневной жизнью соловецких лагерников и бытом людей в обычной жизни: <…> батюшка Зиновий крестил, как виделось Артёму сверху, уши лагерников, смешно поворачивающихся к нему бочком, словно все сидели на кресле у парикмахера и просили подбрить височки. За счет сравнения религиозного ритуала с обыденным походом в парикмахерскую снижается пафос сцены. Эти сравнения показывают, что лагерь, смерть, война — тоже жизнь, только разные ее формы. Другой особенностью сравнений в тексте является их широкое употребление для описания героев, особенно черт лица. Веснушки <…> такие яркие, словно их поджарили; <…> большим, как яйцо, глазом. Сравнивающий компонент обычно соотносится с опытом читателя. Гносеологический аспект сравнения проявляется в том, что природа в романе познается героями также в сравнении с элементами повседневной жизни: Появились звёзды <…> веснушчатые, как рука владычки, но и они тоже будто отдавали селёдкой. Для создания образа используется зрительное восприятие и обоняние, что расширяет представление читателя о пейзаже и снижает пафос его описания. В романе для описания заката в разных городах встречается параллелизм с использованием сравнения: В Москве солнце заходит — как остывший самовар унесли. <…> В Астрахани — закат такой, словно красную рыбу жарят. <…> И только тут — как бритвой <…>. С помощью такой синтаксической структуры создается ритм, который нарушается в последнем предложении. Оно не оправдывает читательского ожидания, обращает на себя внимание, вносит экспрессию. Такой прием служит еще и антитезой: Соловки противопоставляются всем остальным городам. Наконец, наиболее часто в романе встречаются сравнения, связанные с речью говорящих: <…> сказал Артём так, словно просил конфет; <…> сказал Осип с таким видом, будто он стоял на кафедре. Обращение к предполагаемому читательскому опыту сокращает дистанцию между читателем и персонажем и позволяет более точно представить манеру речи. Таким образом, Прилепин в сравнениях привлекает читательское внимание с помощью эффекта неожиданности, обращаясь к предполагаемому читательскому опыту, а также используя сравнения, основанные на разных типах восприятия. Развернутые сравнения активизируют читательское воображение, заставляя читателя глубже погружаться в текст и тем самым обогащая его.